Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Морфология культуры.






План:

1.Подходы к определению внутреннего строения культуры.

2.Многомерность современной культуры.

3.Виды современной культуры, их соотношение и взаимосвязь.

4.Феномены культуры.

 

1. История культуры содержит немало учений, которые отражают поиски закономерностей развития культуры, её состава, функций. Морфология культуры – это раздел культурологии, изучающий строение культуры и её формы. Морфология культуры позволяет более точно описать разнообразные типы культур, выделив их устойчивые и изменяющиеся элементы. Изучение строения культуры неразрывно связано с выделением в ней каких-либо составляющих, частей, уровней, т.е. изучение структуры культуры. Есть учёные, которые рассматривают культуру как совокупность социальных институтов. Другие учёные выделяют в культуре духовную и материальную составляющую.

Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты (культура производства, культура быта, культура жилища, культура человеческого тела (физическая культура), культура труда).

Духовная культура – сфера духовной деятельности и ее результаты (правовая культура, нравственная культура, научная, художественная или искусство и т.д.) «Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества». (Джордано Бруно) Духовная культура формирует интеллектуальные, моральные, нравственные качества личности.

Строение современной европейской и российской культуры отличается сложностью, возможно выделение в ней разных уровней (обыденного и специализированного), разных видов (элитарная, массовая, классическая и народная культуры), а также множества феноменов культуры, к которым относят искусство, технику, религию, науку. Сложность, многомерность современной культуры вызвана действием в ней двух процессов, характерных для общества всех высокоразвитых стран мира: урбанизации и глобализации.

Среди явлений, определяющих характер и динамику развития современного человечества, следует назвать глобализацию культуры. Глобализация – процесс интеграции (объединения, вхождения) отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития средств коммуникации, транспорта и экономических взаимодействий. Глобальные финансовые и товарные рынки, СМИ, миграционные потоки приводят к бурному росту культурных обменов, прямых контактов между разными культурами во всех проявлениях. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления, одновременно происходит возникновение новых культурных форм и образов жизни. Благодаря широкой доступности информации, многих товаров и идей локальные культуры изменяются и вступают между собой в необычные комбинации. Глобализация выступает сегодня в роли главной тенденции в развитии человечества, так как охватывает все стороны жизни и все культурные составляющие: экономику, искусство, политику, образование и т.д. Негативным последствием глобализации может стать культурное единообразие, т.е. похожесть, идентичность культур, так как именно культурные различия являются источником развития.

Урбанизация (от лат. Urbanus – городской) – повышение роли городов в развитии общества, рост городов, повышение удельного веса городского населения. Причинами урбанизации являются:

- концентрация в городах промышленности;

- развитие культурных и политических функций города;

- углубление территориального разделения труда.

Для урбанизации характерны: приток в города сельского населения; концентрация населения в крупных городах; возрастающая маятниковая миграция населения; возникновение городских агломераций и мегалополисов.

Урбанизация охватила все страны. Основные закономерности урбанизации имеют общий характер - происходит формирование городской среды со специфическими свойствами. Существует поговорка: " Что ни город, то норов". Город явился в истории человечества социальным пространством, где концентрируется много тёмного, порочного, преступного. Не случайно библейская традиция приписывает постройку первого города Каину – первопреступнику и братоубийце.

Ресурсы города используются разными его функциями, между которыми и возникают противоречия - своего рода конкуренция функций. Проявляется конфронтация между старыми и новыми производствами. Разные слои населения предъявляют разные требования к организации городской среды, стремятся сформировать ее в соответствии со своими потребностями, вкусами и представлениями. Город, увеличиваясь в размерах, как бы вырастает из ставшей ему тесной одежды. Становятся слишком узкими улицы, не способные пропускать возросшие потоки транспорта. Центр не справляется с обслуживанием и города, и окраин. Мощность систем коммунального хозяйства оказывается исчерпанной.

В городе структура жизнедеятельности человека значительно сложнее, поэтому в городе от людей требуются навыки сосуществования на конвенциональной основе, а не на основе кровнородственных связей. Урбанизация вызывает к жизни целый комплекс социокультурных проблем, среди которых следует выделить:

­ перенаселение и его последствия – возможности техногенных и гуманитарных катастроф; загрязнение окружающей среды; нарастание психологических проблем у жителей городов (например, частое возникновение стрессовых ситуаций).

­ неуправляемость процессов роста и развития городов, вследствие чего - нарастание социальных проблем (имущественного неравенства, проблем с жильём, с разными видами услуг и т.д.).

­ влияние сложной технической и коммуникативной городской систем на состояние здоровья жителей (доказано, что даже обилие бытовой техники плохо влияет на клетки человеческого организма).

Не стоит считать процесс урбанизации исключительно негативным, так как именно с городом связываются надежды прогресса – город является местом концентрации интеллектуальной и творческой элиты общества. Формирование средств массовой коммуникации на сегодняшний день оценивается специалистами как необходимое условие дальнейшего развития человечества. С жизнью городских сообществ связано развитие таких сфер культуры и искусства, как архитектура, живопись, музыка, философия, литература.

2. Концентрация населения в городах, где вынуждены жить рядом люди самых разных вкусов, интересов, профессий, возрастов и наций, приводит к дроблению культуры на множество культур разных групп населения. Они отличаются друг от друга образом и стилем жизни, ценностями, особенностями поведения, вкусами. Так культура оказывается раздробленной на субкультуры. Роль субкультур в том, что культуре необходимо осваивать и «пропускать» через себя многообразие мира, субкультура – накопитель своеобразия в культуре. Именно в субкультурах сегодня происходит накопление и освоение инноваций, в них ставятся эксперименты с языком, модой, образом жизни, привычками самого хорошего и самого дурного толка.

Субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается собственной системой ценностей, нормами поведения и обычаями. Субкультурой может стать культура какой-то социальной или демографической части общества (детская культура, молодёжная, субкультура пожилых). В значительной мере субкультуры закрыты, автономны, не претендуют на замещение господствующего типа культуры, не афишируют свои нормы и ценности, так как это позволяет им сохранять своеобразие и независимость. Но процессы обособления субкультур могут стать опасными для общества и общенациональной культуры, так как имеют центробежную направленность, т.е. способствуют распаду общества на противостоящие группы. Ярким примером негативных последствий является маргинальная культура. Маргинальной культурой называют пограничные культуры, возникающие на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур и субкультур. Маргинальная личность – это личность, сознающая своё двойственное, неустойчивое положение на рубеже культур и остро переживающая расовый или социальный антагонизм. Конфликтная ситуация рождается, когда представители менее престижной группы стремятся войти в более престижную.

Молодёжная субкультура как самостоятельное образование появилось в 20 в. Психологи относят к молодёжи людей в возрасте от 14-15 до 35 лет. Это период человеческой жизни, когда происходит овладение социальными ролями. Особенности молодёжной культуры определяются свойствами молодёжи как социальной группы:

­ Одна из основных черт молодёжи – несформированность психических процессов, которая усугубляется несоответствием степени соматического и умственного развития.

­ Экономическая нестабильность, которая часто имеет форму полной экономической зависимости от родителей или других представителей старшего поколения. Следствием является низкий статус в обществе.

­ Выраженная склонность к компромиссам – связана с несформированностью личностных установок и системы ценностей.

­ Динамизм, мобильность, способность к быстрому и эффективному освоению новых технологий.

­ Незрелость эмоционально-волевой сферы, приводящая к неспособности принимать самостоятельные решения и отвечать за них, чувство незащищённости, понижение критичности к себе.

­ Все перечисленные факторы складываются в негативное, излишне критичное отношение молодёжи к социальной действительности, представителям старшего поколения.

В современном обществе молодёжная культура выступает в качестве контркультуры по отношению к субкультуре людей пожилого возраста, что является показателем наличия серьёзных проблем межу поколениями. Представители обеих субкультур часто открыто выражают своё недовольство друг другом: стилем жизни, манерой поведения и системой ценностей. Молодёжная субкультура в определённой мере противостоит и общенациональной культуре, хотя это вопрос спорный. Контркультура – это особая субкультура, антагонистически настроенная по отношению к господствующей. Контркультурные тенденции возникают, когда локальные культурные ценности выходят за рамки собственной культурной среды и претендуют на всеобщее признание широкими социальными общностями. Само понятие «контркультура» появилось в западной литературе, чтобы обозначить отношение общества к таким культурным явлениям, как хиппи, битники, андеграунд. Все эти течения в искусстве, образе жизни были проявлением негативного отношения к «миру отцов», старшему поколению. В них выразилось желание свободы от условностей и требование общественного мнения, морали, этикета и прочих «пережитков».

3. Современная культура отличается видовым многообразием. Основными видами современной культуры являются элитарная, массовая, классическая, национальная и этническая (народная) культуры. Расслоение культуры на «культуру для всех» и «культуру для избранных» существовало практически всегда: даже в первобытные времена шаман или жрец были представителями элиты, обладавшей особыми знаниями и умениями. С появлением письменности возникли различия между культурой образованных людей и этнической, народной культурой. Так в истории человечества формировались различия между обыденным и специализированным уровнем культуры. В 20 в. в западном обществе это различие вылилось в противостояние между элитарной и массовой культурами.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации. Понятие «масса людей», или «человеческая масса» с течением времени трансформировалось. Так, в середине 20в. исследователь Белл делает вывод: массы – есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. «Человек массы» - это тип личности, ориентированный на удовлетворение своих потребностей, на использование всех материальных благ, которые даёт цивилизация, пассивный в творческой и производственной деятельности, легко принимающий на веру внушаемые ему нормы и ценности. Все мысли такого человека направлены на получение удовольствий. Сегодня масса не воспринимается как нечто в целом негативное. Массы стали образованными, информированными. Но само понятие массовой культуры наполнено следующим содержанием: «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном постиндустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.

Характерными чертами массовой культуры являются:

1. доступность,

2. лёгкость восприятия,

3. развлекательная направленность,

4. упрощённость формы и содержания,

5. обращённость к непосредственным эмоциональным реакциям, а порой и инстинктам (так, сцены насилия и убийств провоцируют агрессию в реальной жизни и подсказывают формы её проявления),

6. повторяемость сюжетов, ситуаций, героев и узнаваемость жанров,

7. тесная связь между спросом и потреблением (рейтинги телепрограмм, например, являются определяющими время показа передач).

При потреблении продукции массовой культуры, к которым относятся приключенческая и любовная литература в её расхожих образцах, многие кинематографические жанры (сериалы, боевики, мелодрамы), сенсационные новости, реклама, спорт и т.д. происходит замещение, подмена подлинных актов мышления, подлинных чувств и сугубо личностных переживаний заранее спланированными реакциями. Массовая культура формирует мировоззрения целых поколений, и если эти поколения не знакомы с культурой традиционной, подлинной, это может иметь негативные социальные последствия. Но массовая культура имеет важные функции и выполняет позитивные задачи. Так, благодаря массовым способам производства образцы высокой культуры становятся более доступны для широкой аудитории, а многие жанры массового искусства стали необходимым средством релаксации и формой отдыха для множества людей. Условие появления и существования массовой культуры считается технический прогресс: начиная с появления печатного станка Гуттенберга и заканчивая современной «индустрией культуры», которая включает собой все средства тиражирования продукции, а также Интернет.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа – имиджа или стереотипа) – это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм.

Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

Элитарная культура многими культурологами рассматривается как антипод массовой культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества – элита (от франц. elite – лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита – это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Философ и писатель Х. Ортега-и-Гассет выступал за «чисто элитарное искусство», создал целую концепцию элитарной культуры. По его мнению, трагедия современной культуры состоит в том, что массы освоили вкусы и манеры, считавшиеся изысканными, а отношение к культуре стало потребительским. Основное отличие нового искусства от старого – по Ортеге – заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Именно элитарная культура способна к настоящим достижениям в области искусства, философии и т.д.

Этническая культура - это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Механизмом культурной коммуникации является здесь непосредственное, никак институционно не закрепленное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы этнической, или народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - передаются посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, не требующей никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной своей части дописьменной культурой.

Этническую культуру в какой-то мере можно уподобить натуральному (но только духовному) хозяйству: она самодостаточна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры. Принципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение «своего» и «чужого». Вместе с тем такая культура лишена именного авторства, безымянна, анонимна в силу неразвитости в ней индивидуального начала. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас мифов и произведений устного народного творчества.

Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной. В отличие от первой последняя объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований.

Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности. Включая в себя разнообразные тексты (в том числе и «священные»), фиксирующие важные для людей идеи и символы, письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и наречиями, получая тем самым возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Недаром о возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения национального литературного языка и литературы. Соответственно национальная культура в отличие от этнической изучается преимущественно той областью знания, которая имеет дело с собиранием и исследованием памятников письменности - филологией (включая сюда и науку о языке - лингвистику).

Если образцы культуры, произведения искусства получают общественное признание, которое проверяется временем, если культурные достижения содержат вневременные ценности и являются источником эстетических удовольствий для многих поколений людей, можно говорить о классической культуре. Общество, придерживающееся определённой традиции, стремится сохранить классическую культуру: книги переиздаются, фильмы и спектакли показываются множество раз, в музеях собираются коллекции определённых авторов и художественных стилей. Классическая культура оказывается доступной для обозрения и изучения. Круг образцов классического искусства является фондом художественной культуры, имеющей непреходящее значение.

Кроме того, выделяются отдельные сферы культуры, к которым относятся:

1. Экономическая культура (культура производства, труда, распределения, обмена, потребления, управления. Так, если предприятие выпускает бракованную продукцию. говорят о низком уровне культуры производства. Менеджмент включает в себя организационную культуру.)

2. Политическая культура. Её содержание определяется господствующим типом власти. Показателем уровня развития политкультуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы политической борьбы, лексика, используемая политическими деятелями и т.д.

3. Профессиональная культура – совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с определённым видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается квалификационном разряде. Различают реальную и формальную квалификацию.

4. Педагогическая культура – уровень грамотности населения, интеллектуальный уровень нации, культура педагогического труда.

5. Художественная культура – включает совокупность произведений искусства, специализированные учреждения, участвующие с эстетической жизни общества, художественные методы и приёмы.

4. Кроме видов и сфер культуры, отличающихся сферой человеческой деятельности, можно выделить отдельные значимые составляющие культуры – её феномены, к числу которых относятся религия, техника, наука, искусство, мораль. Особую роль в формировании и развитии культуры играют такие её феномены, как искусство, наука, религия и техника. Техника – это одно из самых влиятельных и проблемных явлений в современной культуре. Слово «техника» может использоваться в двух смыслах:

- в узком смысле техника – это инструментальные средства и навыки (например, техника игры на гитаре).

-в широком смысле техника – это фактор развития цивилизации, общественного прогресса.

Слово «техника» происходит от греческого, обозначающего «мастерство, умение». Именно технические достижения находятся у истоков культуры. Каждое техническое новшество не падает с неба, а формируется мастером. Поэтому техника не только явление культуры, но и мера культурного развития общества. Пространство техники – это искусственно созданные приспособления, механизмы, машины, облегчающие труд и повышающие его производительность. Важнейшая особенность техники – она постоянно стремится к совершенствованию. Требования, предъявляемые к современной технике:

1. эффективность, общая оправданность применения технического приспособления,

2. рентабельность его производства,

3. удобство использования,

4. доступность освоения.

5. безопасность для работника.

Непрерывное развитие техники уже в 16-17 вв. часто наводило людей на мысль о близящемся господстве человека над природой (так, громадное впечатление на общественное мнение произвело изобретение паровой машины). Культ техники укоренился в обществе в результате технической революции конца 18 - начала 19 вв. Машина стала идолом для западноевропейского политика и обывателя. Сегодня же темпы и масштабы развития техники вызывают у людей беспокойство, кажутся источником возможных опасностей. Современный человек часто зависим от техники, хотя ему кажется, что он её создатель и хозяин. В оценке роли техники в жизни общества и развитии культуры существует два мнения:

Техницисты (защитники техники) говорят о благотворности технического прогресса на человечество, так как будущее процветание человечества они связывают с развитием техники и технологий.

Противники техники (антитехницисты) утверждают, что гонка за новыми техническими достижениями может обернуться непредсказуемыми негативными последствиями (техника угрожает здоровью и жизни людей; отрывает людей от природной среды обитания; воспитывает в человеке потребительство, эгоизм. уводит от духовных интересов существования; техника совершает насилие над природой; появляются разработки, последствия применения которых предусмотреть вообще невозможно; повышает роль технократии в жизни общества; техника нарушает порядок, установленный Богом).

Очевидно, что успехи техники одновременно есть риск, всякое открытие и достижение может быть носителем потенциальной опасности.

Всё сказанное о технике, можно сказать и о науке. Если техника – это материальное воплощение продуктивных, полезных идей, то наука – это поиск и теоретическое обоснование новых идей в разных областях знания. Главный вид деятельности в науке – исследовательская деятельность, которая носит творческий характер. Результатом этой деятельности обязательно должно быть новое знание. Наука - это технология производства знаний о мире. Качественной характеристикой научного знания является истина. Для учёного истина – величайшая ценность, к которой он стремится в своей работе. В отношении науки тоже может быть поставлен вопрос: является ли она абсолютным благом и может ли человечество определять границы исследований? Вывод может быть только один: техника и наука должны сохранять социальные и культурные смыслы существования, гуманистическую направленность. Общекультурные ценности должны иметь приоритет перед интересами науки.

Один из самых сложных и многозначных феноменов культуры – это искусство. Содержание понятия «искусство» сложно и многогранно:

1. искусство – специфический вид духовного отражения и освоения действительности;

2. искусство – элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности;

3. искусство – это форма чувственного познания мира;

4. искусство – способ проявления творческих способностей человека.

5. искусство – это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение.

Обобщая, можно сказать, что искусство – это образ мира и человека, освоенный в сознании художника и выраженный им в разных материалах (звуках, красках, словах) и формах. Художественный образ – это ключевое понятие в искусстве. Именно художественный образ является средством воздействия в искусстве, выражающим авторскую позицию, авторское отношение к изображаемому. Каждый вид искусства вырабатывает свои средства выразительности, позволяющие автору передать содержание художественного образа зрителю.

Полноценная культура немыслима без искусства. Этнографы отмечают, что примитивные племена, отъединённые от цивилизации, создают зачатки собственного искусства. Они украшают предметы быта, оружие всеми доступными способами. И хотя облик вещи формируется с учётом её предназначения, постепенно красивые, эстетически значимые вещи становились более дорогими, их берегли, передавали потомкам. Вместе с трудом искусство было одним из факторов формирования культуры. В основе искусства лежит понятие прекрасного. Эстетическое отношение к жизни проявляется и в науке, религии, технике, в отношениях между людьми – во всём этом тоже можно найти нечто прекрасное. Но в искусстве прекрасное выступает на первый план, становится основным объектом отражения в художественном произведении.

Цель искусства – пробуждение у человека определённого состояния души. История свидетельствует, что в самые тяжёлые времена у людей, у народа не исчезает стремление к художественному творчеству. Именно творчество даёт силы сохранять и совершенствовать образ человеческий. Если же государство считает поддержание искусства «излишней роскошью», то образуется культурный вакуум, заполняемый пьянством, наркоманией, преступностью. «Свято место пусто не бывает» - это прежде всего о человеческой душе. Искусство выполняет в жизни общества и человека множество функций: рекреативную (средство развлечения, эмоциональной разрядки), воспитательную, идеологическую, познавательную. Но главная функция искусства состоит в другом: культура отражается в искусстве, как в зеркале, т. е. искусство есть самосознание культуры.

Одной из важнейших проблем в искусстве является проблема соотношения формы и содержания. Пересказать произведение искусства (стихотворение, картину или оперу) невозможно, так как форма и содержание в искусстве практически нераздельны: эффект художественности исчезает при попытке отдельного анализа этих компонентов. При изменении формы меняется содержание и наоборот – новое содержание требует новой формы. Не разрушая художественного образа, тенор не может спеть «Эх, дубинушка, ухнем!», а реставратор покрасить Эрмитаж в Ярко-красный цвет.

Часто в повседневном сознании искусство и художественная культура отождествляются, но это неверно. Понятие художественной культуры шире, чем искусства. Художественная культура включает процесс создания и процесс восприятия искусства, художественную критику, исследовательскую деятельность, все учреждения и организации, занятые вопросами искусства, а также всё самодеятельное, непрофессиональное искусство (народный театр, бардовская песня и т.д.). Искусство – это совокупность конкретных произведений, относимых к разным видам искусства (музыке, поэзии, живописи и т.д.). В развитии мировой художественной культуры можно выделить несколько больших периодов:

1. Культура древнего мира, включающая первобытную культуру, художественную культуру Древнего Востока и античную культуру,

2. Художественная культура средневековья (Индии, Китая, Японии, арабо-исламская культура, культура Византии, древней и средневековой Руси, западноевропейского Средневековья и Возрождения).

3. Художественная культура нового времени (17-19 вв.)

4. Художественная культура 20 века.

Развитие же европейской художественной культуры связывают с зарождением и развитие художественных стилей, проявившихся в разных видах искусства. В живописи, музыке, литературе, архитектуре европейских стран и России в разные периоды истории проступают черты классицизма, сентиментализма, барокко, романтизма, натурализма, модернизма и т.д. Немецким философом Гегелем был открыт закон бытия художественной культуры: в каждую культурную эпоху разные виды искусства развиты и представлены неравномерно, так как имеют разные возможности воплощения духовного состояния, характерного для этого типа культуры. Гегель назвал это «уровнем познания абсолюта». Например, в древневосточных культурах доминирует архитектура, античность знает приоритет скульптуры, Возрождение представлено в основном живописью. В европейской культуре 17 в. лидирует музыка, в 19 значимым становится слово (сперва в поэзии, затем в прозе). Но полнота художественной культуры - это системное единство всех видов искусства. При этом каждый вид искусства выступает как часть общего художественного миропонимания.

Важную роль в жизни общества и личности играет религия – один из древнейших феноменов культуры, характеризующих духовную жизнь общества. Религия - это форме духовного освоения мира, мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное. Религия строит особую (религиозную) картину мира, которая содержит ответы на все вопросы, касающиеся природы, общества и человека (его судьбы, цели и смысла жизни, причин счастья и страдания). Нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, формируемые религией, выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека.

Черты религиозного сознания:

­ Вера в Бога или богов – совершенное духовное начало, стоящее у истоков мира. Это существо может обладать человеческими чертами в абсолютизированном виде (бессмертие, совершенство) или представляться как нечто безличное (как абсолют). Такие религии, как конфуцианство, даосизм, буддизм не отрицают идею божества, но она находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной; цель человеческой жизни – занять гармоничное положение в космосе, не нарушать мировой гармонии. Для этого надо следовать определённым этическим идеалам.

­ Вера в бессмертие души, в загробную жизнь (характерна и для монотеистических религий, и для язычества).

­ Бинарность – представление о противоборствующих силах (добре и зле, духе и плоти, Боге и дьяволе, этим миром и потусторонним, человеком и природой).

­ Эмоциональное отношение к Богу. Благодаря общению с божеством человек преодолевает одиночество. Молитва и другие отправления культа дают человеку духовный опыт, формируют религиозное чувство, основой которого должна быть глубокая и искренняя любовь к Богу.

Как социальный институт религия включает в себя религиозные организации (церкви, секты), религиозный культу (посвящённые Богу обряды и ритуалы) и вероучение (священные тексты о деяниях Бога и пророков, богословие – религиозная наука).

Функции религии:

­ Мировоззренческая – религия предлагает человеку целостную систему взглядов на него самого, природу, общество.

­ Компенсаторная – религия восполняет зависимость, ограниченность, бессилие людей в реальной жизни благодаря созданию комфортного психологического состояния, путём создания особых отношений между людьми внутри общины.

­ Коммуникативная – способствует развитию общения – между верующими (так как есть общие интересы), верующими и Богом, верующими и ангелами, святыми (посредниками).

­ Регулятивная – управляет поведением людей с помощью идей, ценностей, обычаев, морали, образцов для подражания – идеалов, поощрений и наказаний.

­ Интегрирующее – дезинтегрирующая – с одной стороны, религия объединяет представителей одного вероисповедания, с другой – разделяет представителей разных религий.

­ Культурно-транслирующая – религия способствует развитию некоторых форм культуры – письменности, книгопечатания, религиозного искусства, т.е. направлена на сохранение и передачу накопленной культурной информации в будущее.

­ Лигитимирующе – разлегитимирующая – узаконивает общественные порядки, социальные институты, отношения, нормы как должные или утверждает их неправомерность.

­ Сходные функции, выполняемые наукой и религией, всё же не исключают и различий между ними. Наука изучает реально воспринимаемое бытие, религия интересуется вопросами смысла жизни, ценностями, нравственными и этическими компонентами. Наука пытается ответить на вопросы об устройстве и функционировании действительности, изучает законы природы. Религия же интересуется должным, т.е. идеалам. Знания, получаемые человеком в науке, стоятся на логическом изучении мира, религия же стоится на вере.

Религия может служить средством решения личностно-психологических и социальных проблем. Выполняя свои функции, религия приносила человечеству пользу, но в некоторые периоды истории она ограничивала развитие культуры (особенно если развитие искусства или науки подрывало её господство). Возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, религия принижала значение разума, устанавливала приоритет веры над знанием. Религия играет позитивную нравственную роль, когда проповедует идеалы мира, добра, справедливости, равноправия. Но её роль становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в культуре и обществе, пытается утвердить его силой (легенда о Великом инквизиторе).

Велико влияние религии на формирование моральных норм, действующих в обществе. Мораль – это форма общественной культуры, регулирующая поведение людей в различных ситуациях. Моральная норма включает в себя нравственный опыт предшествующих поколений, но она находится в постоянном изменении под влиянием общественной ситуации. Например, 30-40 лет назад матерей-одиночек строго осуждали, исключали из круга общения. Освоение морального опыта общества, способность прислушиваться к требованиям морали и выстраивать своё поведение в соответствии с моралью является одним из этапов усвоения культуры, познания добра и зла. В жизни человеку ежедневно приходится совершать моральный выбор – определять своё отношение к системе ценностей общества или отдельных личностей путём выбора линии повеления или отдельных поступков. Соблюдение всеми членами общества моральных норм и установок делает жизнь более спокойной, предсказуемой, безопасной.

Контрольные вопросы:

1. В чём причины многомерности современной культуры?

2. Что такое урбанизация? Каковы её последствия?

3. Что такое субкультуры?

4. Какие молодёжные субкультуры вы знаете?

Как связаны между собой феномены культуры?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал