Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции и методы систем управления.
Управление — это вид деятельности, который состоит из следующих функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5). Рассмотрим назначение и свойства основных функций управления. Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирования является начальной в системе управления и одновременно ведущей. Заключается она в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления.
Планирование — вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляют контроль и оценку.
В процессе планирования: анализируют существующие системы управления для определения целей развития, установления направлений деятельности, требующих улучшения; определяют перспективные направления развития системы управления; устанавливают пути реализации перспективного направления развития системы. Таким образом, цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения. Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов. Стратегическое планирование представляет собой набор действий, которые требуют разработки специфических решений, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени. Основные результаты стратегического планирования — формулировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограничений), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации. В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегического планирования, связанного с выбором целей и решений, последствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достижения промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год). Тактическое планирование (как и стратегическое) должно иметь комплексный характер и охватывать концептуально и аналитически максимально возможное число наиболее важных факторов, которые определяют развитие системы. При этом тактические планы более конкретны и более детальны. Оперативное управление — функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом, программой, регламентом. Для систем любого типа большое значение имеет организац и я управления как функция. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для реализации выбранного направления развития системы. В процессе реализации функции организации создается организационная структура, позволяющая подсистемам структуры управления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого корректируют решения. Существует две основные формы контроля — активный и пассивный. Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании кикого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь. В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу.
Методы управления — это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7): 4. Экономические методы управления. Использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства. 5. Организационно-распорядительные или их называют административными. 6. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения. В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.
Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляемый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработки управленческих решений — единоличные и групповые. Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов. Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами. Материальное воздействие выступает в трех формах: общественное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и индивидуальные интересы, могут иметь положительную (материальное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) направленность. Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные. Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материальные интересы — в совершенствовании деятельности и росте прибыльности конкретного предприятия и связанном с этим повышении уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников. Личные материальные интересы связаны с увеличением трудового вклада каждого работника с целью получения более высокого материального вознаграждения. Нерациональное использование экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уровням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д. Для реализации экономических методов управления, общество может использовать различные институционные структуры и механизмы. Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) - на основе указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов. Государство через специально созданные органы управления (министерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет определенное административно-организационное воздействие на органы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления. Особенностями административно-организационных методов управления являются: оперативность; прямое воздействие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответственность за выдачу ошибочных решений. Акты управления, осуществляемые в рамках административно-организационного управления, подразделяют на два вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нормативы, стандарты и т. д. Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоряжения, указания. Задача административно-организационного воздействия — обеспечить четкие действия управленческого аппарата, всех подразделений и служб. Осуществляемые в форме приказов и распоряжений управленческие решения не должны противоречить существующему законодательству, правовым актам и положениям. В зависимости от проблемы, которая стоит перед структурой управления, ОРМУ подразделяют на две группы: приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия; приемы, методы и средства длительного воздействия. Краткосрочные распорядительные воздействия на органы управления или отдельных должностных лиц осуществляются через единичные административные распоряжения, которые представляют юридическую форму оперативных организационных команд. Кратковременные распоряжения призваны обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления, их структурных подразделений и должностных лиц. Длительные распорядительные воздействия осуществляются при помощи административных актов длительного действия, имеющих юридическую правовую силу, — директив, положений, уставов, правил, инструкций и т. п. Регламентирующие методы управления включают: общеорганизационные, определяющие общие принципы устройства органов власти; структурные, определяющие структуру органов власти, т. е. звеньев и уровней управления; должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью; функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций. Регламентирующие методы управления основаны на использовании нормативов и норм. Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. Нормативы подразделяются на: организационные: нормативы времени, трудовых затрат, расхода материальных средств и т. п., применяют их к тем сторонам деятельности органов управления или отдельных должностных лиц, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регламентированы. Они устанавливают границы определенных процессов; численности, например работников земельной службы, приходящихся на 1 тыс. чел. населения; нормативы предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере, почве и т. д.; нормативы объемов проводимых землеустроительных действий и т. д. Инструктирование включает в себя различные виды информирования: предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и т. п. Инструктирующие методы управления направлены на предупреждение непрофессиональных действий, которые могут повлечь за собой социальные, экологические и экономические негативные последствия. Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления и конкретных исполнителей через социально-психологические интересы. Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность. Методы управления коллективами и группами включают следующие действия: оценка индивидуальных качеств работников; выработка целей, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников; создание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкретной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
|