Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8. (1) Когда я вошел в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном






Тополь.

(1) Когда я вошел в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «здравствуй», - от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный.
(2) Он был со мною всю зиму. (3) В ту долгую, грозную для меня зиму болезни он один никогда и никуда не торопился.(4) Я всегда видел его в окне, и своей холодной и неизменной снежной белизной он успокаивал меня.
(5) Потом пришла весна, и однажды утром после теплого ночного дождя в окно заглянуло что-то зеленое, дымчатое, еще неопределенное.
(6) Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, и к нему нельзя привыкнуть. (7) Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться.
(8) Теперь за окном поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
(9) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (10) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия.(11) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом
(12) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.
(13) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (14)Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, узкой, как гроб, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре.
(15) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зеленый шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
(16) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.
(17) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.
(18) Я видел, как постепенно облетали листья с ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (19) Листья сгрудились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.
(20) И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, черный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая черная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему, и в этом ярком, бесполезном свете кричали петухи. (21) И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? зачем прожил жизнь?
(22) Потом еще раз была весна, и все было сначала, и жизнь казалась бесконечной.
(23) Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал.
(24) Я бросился к окну. (25) Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.
(26) И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зеленому телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв ее во всю ширину шумящей зеленой обвальной листвой.
(27) И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только ее и кусочек неба.
(28) Часто вспоминается мне мой тополь. (29) И все кажется, что он не исчез с земли, а где-то растет в лесу, на полянке, шумит всеми листьями и ждет меня к себе.

Борис Ямпольский (1912-1972) — российский прозаик.

О чем говорит высказывание: «Теперь за окном поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно».

Рассказчик вследствие тяжелой болезни стал мнителен, ему мерещились какие-то существа.За окном у рассказчика поселилась какая-то неизвестная птичка.Рассказчик воспринимал тополь как живое существо.Дом рассказчика стоял слишком близко к другому дому, жилец которого часто шумел.

Вопрос A29

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Предложение 1 включает описаниеВ предложении 6 представлено рассуждениеПредложения 23-26 содержат повествованиеВ предложениях 21-22 есть элемент описания.

Вопрос A30

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

болезни (предложение 3)жилочка (предложение 20)окно (предложение 5)стена (предложение 27)

Вопрос B1

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложения 20 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

 

Вопрос B2

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Из предложений 1-5 выпишите относительные местоимения.

 

Вопрос B3

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВСЮ ЗИМУ (предложение 2).

 

Вопрос B4

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 4-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное предложение. Укажите номер этого предложения.

 

Вопрос B5

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 5-9 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

Вопрос B6

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 24-29 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

 

Вопрос B7

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Среди предложений 22-27 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза, личного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

 

Вопрос B8

Текст к этому заданию смотрите в вопросе A28.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Проза Б. Ямпольского очень лирична. Ощущение взволнованности, эмоциональности передается и таким синтаксическим средством, как (А)___ (предложение 13), и (Б)___ («листьями, тысячами тысяч листьев» - предложение 9, «каждую минуту, каждую секунду» - предложение 10). Образ заглавного героя рассказа создается с помощью многочисленных (В)___ («никуда не торопился» - предложение 3, «радовался» - предложение 10, «подумал» - предложение 26) и (Г)___ «словно просил защиты от непогоды» — предложение 17, «словно обгорелый» — предложение 20).


Список терминов:

1. эпитеты

2. олицетворения

3. парцелляция

4. просторечная и жаргонная лексика

5. восклицательное предложение

6. лексический повтор

7. сравнение

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал