Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало организованного движения за реформы






Тяжелая война 1894-1895 гг. с Японией, завершившаяся унизительным Симоносэкским договором, вызвала в Китае широкую волну народного недовольства. Население Тайваня единодушно восстало против капитулянтского решения маньчжурского правительства об уступке острова японцам, и в мае 1895 г. на Тайване была провозглашена республика. Однако народное восстание было подавлено, и японские войска оккупировали остров.

Вместе с тем поражение в войне с Японией явилось толчком к возникновению в Китае организованного движения за проведение реформ.

15 апреля 1895 г., тотчас после получения в Пекине известий об условиях предстоящего договора, прибывшие в столицу на государственные экзамены представители ученого сословия провинций Гуандун и Хунань собрались, чтобы заявить решительный протест против заключения позорного мира. Кан Ю-вэем и его учениками Лян Ци-чао и Май Мын-хуа был составлен «коллективный меморандум» маньчжурскому двору. «Коллективный меморандум» встретил горячее одобрение более чем 1200 съехавшихся на государственные экзамены представителей всех провинций страны; они подписались под ним и быстро распространили копии меморандума по всей стране.

«Коллективный меморандум» резко осуждал неспособность маньчжурского двора противодействовать японской агрессии. Оспаривая аргументы сторонников заключения мира и призывая к мобилизации всех сил страны для продолжения войны, авторы меморандума предлагали императору перенести столицу из Пекина в глубь Китая, приступить к проведению неотложных реформ в области экономики, административного управления и культуры.

Меморандум требовал оградить интересы китайских предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, создать благоприятные условия для частного предпринимательства, развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, защитить китайских эмигрантов от дискриминации со стороны иностранных властей. Предлагалось обратить самое серьезное внимание на создание национальной технической интеллигенции, на распространение грамотности и на реформу системы государственных экзаменов, с тем чтобы административные должности замещались наиболее талантливыми представителями китайской интеллигенции независимо от возрастных и чиновничьих цензов.

Главным политическим требованием меморандума было требование введения в Китае конституции и учреждения парламента.

В меморандуме, однако, сквозила боязнь новой крестьянской войны, подобной тайнинскому восстанию. Все надежды возлагались на проведение реформ мирным путем «сверху», силой и авторитетом маньчжурского двора.

В конце августа 1895 г. в столице образовалась «Ассоциация усиления государства», ставшая штаб-квартирой движения за реформы. Этому предшествовало создание Кан Ю-вэем и его последователями печатного органа сторонников реформ.

Газета и клуб реформаторов, выступали против раздела Китая иностранными государствами, боролись за усиление экономической и военной мощи страны. В то же время они популяризировали западные буржуазные общественно-политические идеи и призывали к буржуазным преобразованиям.

Несмотря на запрещение маньчжурским правительством в декабре 1895 г. «Ассоциации», ее филиалов, открывшихся к тому времени в Шанхае и Нанкине, и ее печатного органа, движение за реформы получило отзвук во всех провинциях Китая. Возвратившиеся из Пекина участники столичных государственных экзаменов, подписавшие «коллективный меморандум», начали повсеместно со-, здавать по примеру «Ассоциации усиления государства» различные патриотические союзы, общества, клубы, школы и т. д.

В период с 1895 по 1898 г. в Китае возникло значительное количество газет и журналов, появилась публицистическая литература буржуазно-либерального реформаторского направления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал