Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морская доктрина Российской Федерации
Одним основоположников формирования российской морской доктрины, по праву следует назвать Петра Великого. Его Морской устав, принятый в 1720 г., сделан на основании изучения норм обычного права, применяемого на море, как в условиях войны, так и в повседневной жизни флота. В последующем усилия Петра I организовать самоуправление купечества, предоставляя ему право собственного суда, послужили основой формированию торгового, в том числе морского коммерческого, права. В эти годы взгляды России на морское право выражались в основном в царской переписке с европейскими дворами и в указах, которыми российский самодержац приводил в действие военно-морской флот. Война со Швецией и мирный договор, заключенный 30 августа 1721 г., последующее противостояние английскому флоту, развернутому на Балтике, нуждались в политико-правовых усилиях, закрепляющих в договорной форме завоевания русского оружия. Морская доктрина в период правления Екатерины Великой формировалась под влиянием необходимости правового обоснования расширения российского присутствия на Черном и Балтийском морях и осуществления мер по обеспечению «вооруженного нейтралитета» в Иберийской Атлантике, провозглашенного Екатериной Великой в ответ на английские притязания на северо-восточную Атлантику (1780). Военно-политические усилия государства, в том числе и на море, в XVIII—XIX вв., особенно на восточном и южном направлениях, сводилась к укреплению и правовому оформлению российского титула на земли, включенные в состав Российской империи.(выразившемся во включении в состав империи Крымского ханства и Молдавского княжества) Ялтинская и Потсдамская конференции определили послевоенный рисунок государственных границ, а «фултонская» речь У. Черчилля надолго сковала границы Советского Союза молчанием и секретностью, и развязала холодную войну. Однако к новеллам государственного управления можно отнести принятие и публичное опубликование утвержденной Президентом РФ 27 июля 2001 г., с изменениями от 26 июля 2015 г. современной Морской доктрины РФ на период до 2020 г., официальное декларирование которой вполне объяснимо и обусловлено значимостью морской деятельности для благополучия и безопасности страны, пространственными и геофизическими особенностями (наличие выхода в три океана, протяженность морских границ), местом и ролью России в глобальных и региональных международных отношениях, огромным вкладом в изучение Мирового океана, развитие морского судоходства, многими великими открытиями, сделанными ее мореплавателями и путешественниками. Современная Морская доктрина РФ является основополагающим документом, который определил национальную политику страны в области морской деятельности, под которой понимается деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства. В Морской доктрине сформулированы интересы России в Мировом океане, а также сущность политики государства на море, ее принципы, цели и задачи. Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики определены Морской доктриной РФ как «морской потенциал Российской Федерации», основой которого являются ВМФ, органы морской пограничной охраны, гражданский морской флот, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства. Национальная морская политика состоит в определении государством целей, задач и способов достижения интересов России на морском пространстве, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в открытом море, включая морское побережье. Кратко можно определить, что в Морской доктрине РФ излагается сущность национальной морской политики, ее цели, принципы и задачи, содержание и реализация. При этом российские интересы в Мировом океане определены как совокупность сбалансированных интересов общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала и возможностей государства. Цели российской национальной морской политики заключаются в реализации и защите интересов государства в Мировом океане и укреплении позиции страны среди ведущих морских держав. Задачи национальной морской политики страны имеют краткосрочный и долгосрочный характер. Краткосрочные задачи определяются в зависимости от складывающихся геополитических условий и военно-политической обстановки в мире; социально-экономической ситуации в стране; экономической конъюнктуры на мировых рынках морских транспортных услуг, морепродуктов, углеводородных и других ресурсов, добываемых со дна морей и в их недрах; достижений научно-технического прогресса; эффективности морской деятельности. Долгосрочные задачи составляют содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях. Функциональные направления национальной морской политики — это сферы морской деятельности в соответствии с их функциональным предназначением, такие как деятельность государства и общества в области морских перевозок, освоения и сохранения ресурсов и пространств Мирового океана, морской и военно-морской науки, а также в других областях морской деятельности. Основными целями Концепции судоходной политики РФ являются поддержание флота и инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства. Освоение ресурсов Мирового океана является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы страны, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости. Предусматривается два направления освоения ресурсов: морское промышленное рыболовство и разработка минеральных и энергетических ресурсов. При этом Россия располагает всеми возможностями чтобы оставаться среди ведущих рыбопромышленных государств мира. Меры по реализации и защите национальных интересов России в области морской деятельности обеспечиваются достижениями отечественной науки. Долгосрочными задачами на являются сохранение и развитие научного комплекса, обеспечивающего строительство российского флота, исследования морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, развитие научно-исследовательского и лоцмейстерского флотов, обеспечение создания морских навигационных, геофизических, рыбопромысловых и других специальных карт и руководств для плавания в любых районах Мирового океана, создание федерального фонда морской картографии и банка морских карт в электронно-цифровом виде, восстановление базы производства отечественных океанографических и гидрометеорологических приборов. Военно-морская деятельность России определена как деятельность государства по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах обороны и безопасности страны с участием ВМФ и Морской охраны Пограничной службы РФ. Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности России в Мировом океане, относится к категории высших государственных приоритетов. Решение вопросов связанных с ликвидацией потенциальных угроз и гарантированного обеспечения национальных интересов и безопасности России в Мировом океане базируется на поддержании достаточного военно-морского потенциала. Национальная морская политика строится с учетом особенностей отдельных регионов России и мира, под которыми понимается совокупность наиболее значимых для Российской Федерации территорий и акваторий, объединенных общими физико-, экономико-, политико- или военно-географическими характеристиками. В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Морская доктрина выделяет Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское и Индоокеанское направления. Морская деятельность осуществляется с проведением необходимого комплекса конкретных мер по обеспечению безопасности, связанных с особенностями водной стихии. Безопасность морской деятельности включает безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды. Безопасность мореплавания обеспечивается: — неукоснительным соблюдением соответствующих норм международного права и российского законодательства; — поддержанием, совершенствованием и развитием средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, созданием в Российской Федерации единой государственной гидрографической службы; — государственным контролем за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовке и сертификации экипажей судов; — оперативным доведением необходимой информации до мореплавателей. 26 июля 2015г. Президентом РФ внесены изменения в Морскую доктрину РФ. Как следует из текста изменений: Определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для РФ планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных масштабов. Изменения охватывают четыре функциональных и шесть региональных направлений морской деятельности России. К ним относятся: - атлантическое, - тихоокеанское, -Индийский океан, -Каспий, -антарктическое. Четыре функциональных направления это: -военно-морская деятельность, -морской транспорт, -морская наука, -освоение и добыча полезных ископаемых в большом океане и прибрежной зоне. Основой морской политики РФ на данном направлении является решение долгосрочных задач в Атлантическом океане, на Черном, Балтийском и Азовских морях, а также в Средиземном море, при обеспечении РФ достаточного военного присутствия в этом регионе. На Азовском и Черном морях основой национальной политики являются ускоренное восстановление и всестороннее укрепление стратегических позиций РФ, поддержание мира и стабильности в регионе. В данных условиях должны быть обеспечены совершенствование состава и структуры сил Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края, а также обеспечение транспортной доступности Крыма, развитие паромных линий. На Средиземном море основой политики РФ является проведение целеноправленного курса на превращение в зону военно-политической стабильности и добрососедства, обеспечение достаточного военно-морского присутствия РФ в регионе на постоянной основе. На арктическом региональном направлении основу морской политики составляют: - снижение уровня угроз национальной безопасности РФ; -обеспечение стратегической стабильности в регионе; - укрепление военного потенциала и развитие Северного флота; - укрепление экономического потенциала путем расширения использования природно-ресурсных возможностей континентального шельфа, в том числе и проведение геологоразведочных работ. Данные изменения были обусловлены изменением международно- политической ситуации, которая возникла после присоединения к России Крыма, а также в в связи с необходимостью восстановления российского присутствия в Средиземном море.
|