Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные нормыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Каноничность искусства Средневековое церковное искусство канонично. Слово «канон» греческое. Имеет много разных смыслов[1]. Главное значение — правило (неизменная традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека). Если обратиться к более поздним эпохам — мы поймем, что любая эпоха имеет свои каноны. Верность канону считалась критерием верности высокого искусства. «Канон — сгущенная форма времени» (П. Флоренский). Для чего нужен канон? Пример — ИКОНОГРАФИЯ. Интересно, что в Средневековье эти каноны были неписанными, они понимались всеми. Если взять любые тексты раннего периода, то там о том, как нужно составлять тексты, песнопения — нет ни одного слова. " Пели то, что должно по установленным правилам" [2]. Неписанные правила были жесткими. Слово каноничный было хорошо известно древним — это не изобретение искусствоведов 20 века. Это вполне старое, хорошо знакомое слово. Каноническое искусство — искусство священное. Главная функция этого искусства — молитва, обращенная к Богу. Канон — до известной степени, этикет богообщения. Все, что лежит за пределами канона, понимается как не священное. Вербальное содержание канона зафиксировано в Уставе, который назывался типикон (по греческой традиции). Слово тип — одно из греческих слов, которое в славянском языке и в русском передает одно единственное — образ. Это образ богослужения, определенный тип, на который оно ориентировалось. Типикон — одна из важнейших канонических книг, которая регламентирует весь порядок жизни, состав молитвослова. Эта книга фиксировалась письменно. Но сложилась она далеко не сразу[3]. Прежде, чем правила были записаны — сколько они формировались! Существовало три основных устава (традиции) — первые два монастырские, третий — соборный: · Иерусалимский ( Савваитский, Палестина, монастырь преподобного Саввы V в. ) [4] · Студийский (Константинопольский) · Устав Великой Церкви (собор св. Софии Константинопольской). Основные нормы Свойства рус.дух.музыки во многом сходны с византийской и григорианской— надмирность, несобытийность, сосредоточенность на внутреннем созерцании, надиндивидуальность, идеи вечности и бесконечности. Ведущая краска — мужественные, суровые басы, а не тенора (как в григор.). · Отсутствие инструментов. Вокальность. Только голос человека считался созданием божьим, а все инструменты — созданы человеком. Все, что касалось богослужебного пения — всегда обозначалось словом пение, и никогда — " музыка". Собственно «музыкой» (Мусикией) называлась игра на инструментах, и это определение носило отрицательный характер (гудение). Пения и игра были уравнены в правах только в 17 веке Дилецким (трактат Мусикийская грамматика). (В катол.церкви разрешен орган) · Унисонное пение. Монодия ассоциировалась с единством, словом, которое часто употреблялось в текстах. Многоголосие появляется только в 16 веке. Монодийная культура модальна, в ней отсутствует постоянный центр тяжести, устой (финалис здесь — лишь конечный тон), почти не было скачков. Создается ощущение парения мелодии, бесконечного покоя, сосредоточенности // древнерусская икона[5]. · Мужское пение · Ладово-мелодическая система Октоих (Византия) и Осмогласие (Русь)[6]. · Теснейшая связь слова и звука, т.е. смысла и его интонационного воплощения – отсюда очень большое значение в православной службе не только пения (в старину говорили, например, «спеть обедню», «отпеть обедню», т.е. отслужить литургию), но и особого напевного чтения (в современной терминологии – «литургического речитатива»); отсюда же строчное строение целого – т.е. подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста, в оригинале часто стихотворного. · Исключительно проза, не допускались равномерно-ритмованные стихи (ритмические элементы считались бесовыскими, в отл. От григорианских — там они встречаются в секвенциях и гимнах). Основные нормы и принципы церковного пения были сформированы в Византии и заимствованы Русью вместе с принятием христианства. Была также заимствована система его записи – невмы (по-русски – знаки, знамена, крюки; отсюда – знаменный распев).
|