Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 20. Группа как объект управления и основа организацииСтр 1 из 2Следующая ⇒
В рамках реализации различных организационных и управленческих процессов чаще всего ориентируются на использование формальных групп и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы - неформальные группы и организации. По определению М. Шоу, группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием. Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, Помощь, защиту и общение. Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен схематично в структурно-логических схемах. Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства. Такие группы вполне законны, они реализуют цели, поставленные перед ними в организации. Можно выделить следующие типы формальных организаций: - командные группы (группы руководителей), которые представляют собой основное руководство организации, т.е. высший уровень управления (ректор, проректор, президент компании, вице - президент); - рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и то же задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда (например, бухгалтеры, конструкторы); - комитеты, которые создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-либо проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты (ревизионная комиссия, исполнительный комитет). К основным причинам вступления в формальные группы относятся: - вознаграждение; - заработная плата; - престиж принадлежности; - желание выполнить работу. Известный американский ученый Э. Мейо, проводя в 1924 г. исследования в компании Western Electric с целью повышения производительности труда, установил особую роль неформальных организаций в управлении компанией. Отметив этот факт, он разработал систему взаимодействия формальных и неформальных организаций, которая послужила началом создания теории человеческих отношений: На базе проведенного исследования им были сделаны выводы о важности поведенческих факторов и взаимоотношений с руководителями, была описана система взаимосвязей контактов руководителей различного уровня с непосредственными Подчиненными. Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основой их создания служит личный интерес. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальной организации. Люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в неформальную организацию также существуют свои причины, которые не всегда всецело осознаются. К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести: - чувство принадлежности к определенному кругу людей; - желание оказать помощь; - заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо; - общие интересы, увлечения. В неформальных организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии существует и действует неформальный лидер. Неформальные лидеры делают ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Неформальный лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее. Особенности неформальных групп: - социальный контроль за своими членами; - выработанные нормы поведения, отношения, стиля одежды и др.; - сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предлагаемых изменений; - сфера влияния неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации; - лидеры иногда могут получать формальные должности. Неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы: 1) помогает группе в достижении поставленных целей; 2) систематически поддерживает и укрепляет группу. К числу проблем, связанных с неформальными организациями, относятся: - снижение эффективности работы; - распространение ложных слухов; - тенденция сопротивления переменам. Потенциальные выгоды: - большая преданность организации; - высокий дух коллективизма. Формальные и неформальные группы взаимодействуют, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству. Это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели - модели Хоманса (рис. 1). Рис. 1. Модель Хоманса Под деятельностью понимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции в свою очередь влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. ; (Наличие неформальных организаций и групп - вполне закономерный, нормальный факт. Но такие группы непременно должны быть управляемыми. Для эффективного управления и обеспечения успешного взаимодействия с формальными и неформальными группами менеджеру необходимо: - признать существование неформальной организации, группы; - выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров; - перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия неформальной группы; - разрешать неформальной группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить противодействие; - своевременно и полно информировать персонал (в том числе неформальные группы) о различных важных для организации мероприятиях (чтобы исключить распространение слухов).
|