Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место инновационной политики в социально-экономической политике






 

Реализация Стратегии предусматривает решение задач в рамках

следующих направлений социально-экономической политики:

бюджетная политика - в части обеспечения приоритетности

инновационных расходов и определения параметров и траектории

изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для

развития инноваций (наука, образование, институты развития,

поддержка бизнес-инноваций);

налоговая политика - в части оптимизации уровня налоговой

нагрузки на базовые факторы инновационного развития (прежде всего

в отношении работников), а также в части введения необходимых

налоговых льгот;

техническая политика - в части формирования системой

технического регулирования стимулов к технологической модернизации

и инновациям, а также к снятию барьеров и ограничений на внедрение

новых технологий;

конкурентная политика и политика в сфере борьбы с коррупцией -

в части минимизации возможностей для несправедливой конкуренции

через использование административного ресурса, в части

предотвращения и пресечения антиконкурентных действий доминирующих

на рынках хозяйствующих субъектов, а также в части формирования

благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность

правоохранительных и контрольных органов, судебной системы,

конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое

регулирование создания и ведения бизнеса;

политика в сфере государственных закупок - в части создания

необходимых инструментов и процедур, дающих возможность

государственным заказчикам закупать инновационную продукцию,

а государству в целом стимулировать за счет государственных

закупок создание такой инновационной продукции;

внешняя и внешнеэкономическая политика - в части более

активного отстаивания интересов российских инновационных компаний

на внешних рынках, а также в части поиска за рубежом

технологических партнеров для российских предприятий, способных

оказать значимое содействие в технологической модернизации

российской экономики;

региональная политика - в части установления более высокого

приоритета поддержки тех регионов, которые инвестируют в

инновационное развитие.

 

Варианты инновационного развития

 

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской

экономике, а также риски и возможности роста позволяют выделить

3 возможных варианта инновационного развития.

Вариант инерционного (ориентированного на импорт)

технологического развития предполагает отсутствие масштабных

усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование

политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности

и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и

инвестиции в развитие человеческого капитала. Инновационная

политика проводится в основном через общие меры по развитию

институтов, формированию благоприятного делового климата, а также

через меры организационного содействия, не требующие значительных

расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет

к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы и

усилению зависимости экономики от иностранных технологий.

Российская инновационная система распадается на ряд отдельных

(преимущественно оборонных) научно-технических сегментов. При этом

низкий спрос на инновации со стороны российского бизнеса и

отсутствие увеличения уровня государственной поддержки окажут

негативное влияние на развитие сектора исследований и разработок.

Результаты реализации такого варианта не соответствуют целям и

ориентирам развития российской экономики на долгосрочную

перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое

отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - на проигрыш

в конкуренции новым индустриальным странам и, следовательно,

является неприемлемым.

Вариант догоняющего развития и локальной технологической

конкурентоспособности ориентирован на перевооружение экономики на

основе импортных технологий, а также на локальное стимулирование

развития российских разработок. Спрос на отечественные технологии

создается не только потребностями обеспечения интересов

национальной безопасности и обороны, но и развитием

энергосырьевого сектора. Сектор фундаментальной и прикладной науки

сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые

имеют коммерческое применение.

Вариант догоняющего развития хорошо известен на примере

Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и, безусловно, Китая.

В основе этого варианта лежит максимальное использование

доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо

привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Как правило,

импортируемые технологии не являются самыми передовыми в мире.

Указанный вариант имеет ряд преимуществ:

используются уже готовые и хорошо отработанные технологии,

следовательно, инновационные риски минимальны. При этом наряду с

технологиями можно получить и весь комплекс сопутствующих услуг -

обслуживание, ремонт и обучение персонала;

сроки реализации инновационных проектов сокращаются;

развитие технологий в базовых секторах экономики может

привести к появлению в ней новых высокотехнологичных секторов;

децентрализация принятия решений о выборе технологии, что

снижает риск ошибок.

Однако существуют и риски при использовании этого варианта в

российских условиях:

необходимость жестко конкурировать с производителями

аналогичной продукции, использующими такую же либо более

совершенную технологию, что обеспечивается только при кардинальном

росте производительности труда в российской экономике;

наиболее эффективное развитие производства происходит в

рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций, что

требует серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата.

Вместе с тем значительное участие в экономическом развитии страны

иностранного капитала и иностранных технологий повышает ее

зависимость и усиливает внешние риски;

зависимость экономики от импорта техники и технологий

тормозит развитие собственных разработок.

Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических

секторах и фундаментальных исследованиях соответствует

долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции.

Он характеризуется существенными усилиями государства по

модернизации сектора исследований и разработок, концентрацией

усилий на наиболее перспективных научно-технологических

направлениях, которые позволяют резко расширить применение

российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке

высокотехнологичной продукции и услуг.

Россия может претендовать на лидирующие позиции

в производстве авиакосмической техники, композитных материалов,

разработке и применении нанотехнологий, биомедицинских технологий

жизнеобеспечения и защиты человека и животных, программного

обеспечения, а также в атомной и водородной энергетике, отдельных

направлениях рационального природопользования и экологии и ряде

других сфер деятельности.

Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на

новые научные и инженерные кадры, а также предполагает

формирование развитой национальной инновационной системы и

восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной

науки.

Одновременно указанный вариант является более затратным,

поскольку предполагает масштабное государственное финансирование

научных исследований и разработок прежде всего фундаментального

характера, содействие скорейшей коммерциализации результатов

научных исследований и разработок, активный поиск и формирование

новых рынков, ниш и сегментов в рамках существующих рынков и,

наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Для этого

варианта характерны существенные инновационные риски, связанные с

принципиальной новизной решений, в том числе велика вероятность

того, что наиболее перспективные инновации будут раньше и (или) в

большей степени использованы в других странах.

Для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор

варианта политики технологической модернизации не может быть

универсальным для всех отраслей и секторов экономики. Для России

в современных условиях оптимальным является вариант развития

с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых

имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества,

но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов

экономики. Реализация такого варианта является предпочтительной в

рамках Стратегии. Перечень основных направлений реализации данной

Стратегии приведен в приложении N 1.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал