Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика комплексного экономического анализа






Использование метода экономического анализа проявляется через конкретные методики аналитических исследований. При этом под методикой в экономическом анализе понимается совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности, либо методика комплексного экономического анализа.

Остановимся подробнее на основных моментах методики комплексного экономического анализа, которая включает в себя следующие составные элементы (методологические советы по выполнению аналитических исследований):

1 определение целей и задач экономического анализа;

2 установление объектов анализа;

3 разработка и выбор системы показателей, с помощью которых будут проводиться исследования;

4 разработка схемы и последовательности проведения анализа;

5 определение периодичности и сроков проведения анализа;

6 способы получения информации и ее обработка;

7 способы и приемы проведения аналитических исследований;

8 перечень организационных этапов проведения анализа и распределения обязанностей по его проведению;

9 технические средства, необходимые для проведения анализа;

10 документальное оформление результатов анализа.

Последовательность проведения комплексного экономического анализа включает в себя следующие основные этапы:

1 уточняются объекты, цель, задачи анализа, составляется план аналитических исследований;

2 разрабатывается система аналитических показателей, с помощью которых будет проводиться исследование объекта анализа;

3 собирается и подготавливается к проведению анализа необходимая экономическая информация, проверяется ее точность и объективность;

4 проводится сравнение фактических результативных показателей с показателями прошлых лет, планом, со средними данными по отрасли или району, с передовыми предприятиями или передовыми подразделениями анализируемого предприятия;

5 выявляются факторы, повлиявшие на изменение результативного показателя и количественно измеряется их влияние;

6 выявляются неиспользованные и перспективные внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства;

7 проводится обобщающая оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом всех выявленных факторов и резервов, разрабатываются мероприятия по использованию выявленных резервов в производстве.

Важным моментом методики комплексного экон. анализа является разработка системы взаимосвязанных экономических показателей, необходимых для характеристики экономических явлений или процессов.

Экономический показатель - это обобщенная количественная характеристика социально-экономический явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью. В статистической практике «показатель» определяется в более узком значении как конкретное значение размера явлений в условиях определенного места и времени. Совокупность взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих тот или иной хозяйственный процесс, образуют систему показателей. При этом показатели можно разделить на группы по следующим признакам:

1 В зависимости от положенного в основу измерителя показатели делятся на натуральные и стоимостные. Натуральные показатели характеризуют полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо потребность. Они выражаются в физических единицах измерения или единицах счета: т, ц, шт и т.д.

Стоимостные показатели представляют собой денежную оценку экономических объектов или элементов. В условиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большее значение.

2 По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Количественные показатели отражают величину изучаемых объектов и происходящие в них изменения в процессе хозяйственной деятельности. Качественные показатели отражают существенные особенности объектов и экономическую эффективность хозяйственных процессов. К ним относятся: себестоимость продукции, рентабельность, фондоотдача, производительность труда и др.

3 Показатели могут быть абсолютные и относительные. Абсолютные - это количественные величины, отражающие объем или размер изучаемых явлений. Они выражаются в денежных, натуральных, трудовых единицах. Относительные показатели - это мера соотношения двух аналитических показателей. Они получаются как частное от деления одного абсолютного показателя на другой, который служит основой или базой сравнения. Эти показатели определяются в %, коэффициентах, индексах.

4 По степени отражения содержания объекта показатели делятся на общие (характерные для многих предприятий) и специфические, которые характеризуют отдельные отрасли или предприятия.

5 По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные. Обобщающие - применяются для обобщенной характеристики экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Вспомогательные показатели дополняют характеристику того или иного объекта анализа.

6 При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на результативные и факторные. Показатель, который рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин его изменения, называют факторными.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал