Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнодемографические процессы в России






С конца 1980 гг. наблюдается спад рождаемости, продолжающийся и поныне. На падение рождаемости влияет как неблагоприятная возрастная структура населеня, так и тяжелое экономическое положение. в 1993 г. коэффициент смертности – 14, 3% – даже превысил коэффициент рождаемости – 9%, что свидетельствует о начале депопуляции. Причем уровень рождаемости у основного народа страны – русского – ниже, чем этот показатель у большинства других народов страны.

Тревожит и такой показатель демографии, как средняя продолжительность жизни, обнаруживающая тенденцию к снижению. Впервые проявившись в конце 1960 г., тенденция сохраняется (за исключением середины 80–х гг. 20 в – периода антиалкогольной кампании в России). В 1993 г. средняя продолжительность жизни россиян едва превышала 66 лет, что на 5–10 лет ниже, чем в развитых странах Запада.

Неприятной демографической особенностью России является один из самых высоких в мире разрывов между средней продолжительностью жизни у мужчин и у женщин. Жизнь мужчин в нашей стране в среднем на 10–14 лет короче, чем жизнь женщин, тогда как по миру в целом этот разрыв составляет 3 года.

Ещё одной специфической особенностью России является то, что средняя продолжительность жизни в городах выше, чем в сельской местности, что связано с тяжелыми условиями труда и быта в деревне.

У большинства этносов России женщины численно преобладают над мужчинами (в 1991 г. – 47% – составляли мужчины). Однако у разных народов соотношение мужчин и женщин неодинаково. Мужчин больше, чем женщин, у живущих в России азербайджанцев, узбеков, таджиков, туркмен, каракалпаков, уйгуров, турок–месхетинцев, курдов, лезгин, ингушей, ассирийцев, энцев. Это, преимущественно, мусульманские народы.

Процессы рождаемости, смертности, миграции населения составляют главные компоненты демографической динамики, причем определяющую роль играют первые два процесса. Снова начал расти показатель детской смертности. Сегодня в России младенческая смертность выше почти в 3 раза, чем в развитых странах.

Уровень рождаемости в России в основном определяют брачные рождения. Хотя доля детей, рожденных вне брака, сегодня составляет примерно 20%. Современная российская семья характеризуется малодетностью. Поэтому начавшийся в 1990 г. социльно-экономический кризис не был основной причиной снижения рождаемости, а лишь ускорил его.

Повсеместное распространение пьянства, токсикомании, наркомании приводит к ухудшению здоровья населения, что подтверждает рост инфекционных и венерических заболеваний, туберкулеза, увеличение частоты депрессий, невротических расстройств.

Необходимо отметить интенсификацию процесса старения населения, что ведет к увеличению экономической нагрузки на трудоспособное население, к простому, а в перспективе и к суженному замещению населения в трудоспособных возрастах пожилых людей.

Растут маргинальные слои населения, которые оказались не способными адаптироваться к условиям рыночной экономики.

Среди политических последствий демографической динамики следует особо выделить усиление межнациональной напряженности в условиях ухудшения экономической ситуации. Различия в динамике численности и удельного веса отдельных национальностей дают толчок к возникновению конфликтных ситуаций в области межнациональных отношений.

Наряду с демографическими процессами важную роль в динамике этнической структуры в РФ играют этнические процессы. В основном распространены этнообъединительные процессы:

этническая консолидация (сильное приближение в культурном отношении к определенной этнической группе);

этническая ассимиляция – малочисленные этносы, народы, живущие в сильном территориальном смешении с другими народами, а также национальные группы с дисперсным расселением, все более сближаются с другими этносами; в данном процессе значимыми являются межэтнические браки.

Особенности миграции в России:

В начале 20 в. эмиграция из России жителей западных губерний возросла и одновременно увеличился приток в страну иностранцев. Так, в 1901–1914 гг. из России в страны Нового Света эмигрировали почти 3 млн. человек.

В 1980–е гг. начался активный отток русских из союзных республик Средней Азии, Закавказья и Казахстана, Молдавии (можно сказать, эвакуация). Наблюдается приток русскоязычного населения в РФ. Этот обратный поток русских в Россию в 90–е гг. 20 в. связан, прежде всего с тем, что в новых независимых государствах, возникших на территории бывшего СССР, часто проводится явно дискриминационная политика по отношению к некоторому населению (в частности, к русским). Миграционные тенденции этого периода оказались полностью противоположными тем, которые наблюдались в 19-первой половине 20 в. Кроме того, в Россию сегодня направляется множество переселенцев разных национальностей из районов межнациональных конфликтов (сегодня – с Украины, в первую очередь). Едут в Россию и мигранты из Дальнего зарубежья, однако сложная экономическая и политическая ситуация в стране, несомненно, останавливает часть потенциальных мигрантов.

Миграции могут оказывать и положительное влияние на Россию: увеличивать долю трудоспособного населения, улучшать демографическую ситуацию.

Наряду с вытеснением русских происходил процесс стягивания коренных народов в пределы своих национально-территориальных образований.

Для государственного решения проблем переселенцев и мигрантов в последние годы в нашей стране создан специальный орган – Российская миграционная служба, призванная оказывать всестороннюю помощь беженцам и репатриантам в их обустройстве на новом месте.

 

 


 

Рекомендуемые информационные ресурсы:

 

Рекомендуемая основная литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2.

2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Крысько В.Г. Этническая психолгия: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)

4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с.Введение, параграф 1.

5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.

6. Садохин А.П. Основы этнологии: учебное пособие / А.П. СТ.Г. Грушевич. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 354 с. Режим доступа в Интернет: https://www.biblioclub.ru/book/119009/

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. № 7.1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М: Рольф, 2000.

4. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с..

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – Глава 1. П. 1.1.

6. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с. Раздел 3, Глава 7–11.

7. Базунов Е.П. Происхождение человека современного типа как формы Разума и его будущее: монография / Е.П. Базунов. – СПб.: Алетейя, 2012. – 163 с. Режим доступа в Интернет: https://www.biblioclub.ru/book/119621/

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал