Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природоведческие экскурсии
Природоведческие экскурсии выполняют общественно важные функции – расширяют географический кругозор, содействуют распространению естественнонаучных знаний, воспитывают любовь к родному краю и его природе, формируют ответственное отношение к проблеме охраны природы, развивают эстетический вкус, открывая экскурсантам прекрасные черты белорусских ландшафтов. Кроме того, природоведческие экскурсии, являясь увлекательной формой отдыха, позволяют удачно сочетать познавательные, воспитательные и рекреационные функции путешествия. Природоведческие экскурсии традиционно являются одними из наиболее массовых и востребованных на туристском рынке, однако, богатый ресурсный потенциал их развития в Беларуси в настоящее время используется недостаточно эффективно. Естественные природные ландшафты представлены на 55% территории Беларуси, но большинство туристических предприятий предлагают лишь несколько маршрутов природоведческих экскурсий. Природоведческие экскурсии проводятся, как правило, в естественной природной среде. Объектами показа являются разнообразные объекты живой и неживой природы (лесные массивы, парки, отдельные представители животного и растительного мира и их сообщества, водоемы, различные формы рельефа), а также природные явления (восход и заход солнца, приливы и отливы, движение волн, облаков и др.). Цель природоведческих экскурсий – расширение естественнонаучных знаний, формирование эстетического вкуса, воспитание чувства любви к родному краю и бережного отношения к его экологии, природе, а также организация отдыха. Задачами данного вида экскурсий являются: ознакомление с растительным миром (наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими растениями) региона, использованием его растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); знакомство с богатствами земли, ее строением, наличием, добычей и использованием полезных ископаемых (геологические экскурсии). На туристском рынке наиболее востребованы экскурсии, знакомящие с уникальными природными территориями и объектами (Березинский заповедник, Беловежская пуща). Однако, следует помнить, что увлекательные, интересные по содержанию и форме проведения природоведческие экскурсии могут быть разработаны практически повсеместно как на загородных маршрутах, так и в городах (городские парки, скверы, водоемы, рельеф города, птицы в городе, экология города и др. аспекты). Знакомство с богатой и разнообразной природой Беларуси юным путешественникам лучше начинать с простых для восприятия непродолжительных маршрутов по близлежащим природным объектам своего района. Расширять географию путешествий нужно постепенно, приобретая опыт и навыки участия в экскурсиях. По содержанию природоведческие экскурсии бывают обзорными и тематическими. Тематические экскурсии предполагают подробное знакомство с одним из компонентов природного комплекса и с учетом предмета изучения подразделяются на: - геологические; - геоморфологические; - гидрологические; - ботанические; - зоологические. Чаще экскурсанты предпочитают обзорные природоведческие экскурсии, которые предполагают общее знакомство с природным комплексом региона, их основная задача – составить целостное представление о ландшафте местности. Они с учетом географического положения территории, раскрывают в тесной взаимосвязи все основные компоненты природного комплекса: геологическое строение, рельеф, климат, гидрографическую сеть, почвенный покров, растительный и животный мир. Экскурсоводу также обязательно следует отметить экологические проблемы региона, указать конкретные меры, которые предпринимаются (планируются) по охране ландшафтного и биологического разнообразия и рациональному использованию природных ресурсов. Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направления: - экология и человек; - экология воздушного бассейна; - экология водного бассейна; - экология животного и растительного мира. К числу обзорных природоведческих экскурсий относятся экскурсии по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) – заповедникам, национальным паркам, заказникам. В Беларуси богатым природным потенциалом естественных ландшафтов обладает Березинский биосферный заповедник, 4 национальных парка («Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озера», «Нарочанский»), 99 заказников республиканского значения (29 ландшафтных, 52 биологических, 18 гидрологических) и 414 заказников местного значения. Беловежская пуща – уникальный реликтовый лесной массив, где насчитывается свыше тысячи многовековых деревьев – в 1992 г. включена в Список объектов Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Семь природоохранных территорий Беларуси имеют высокий международный статус рамсарских угодий (от города Рамсар, Иран, где в 1971 г. была принята международная Конвенция о водно-болотных угодьях). Эти поименно-болотные территории представляют глобально значимые места обитания или сезонных остановок на пути массовых миграций многочисленных видов птиц: заказники «Средняя Припять», «Споровский», «Ольманские болота», «Болото Дикое», «Освейский», «Котра», «Болото Ельня». Экскурсовод должен знать и доходчиво разъяснить группе особенности различных типов посещаемых ООПТ, к примеру, не отождествлять статус заповедника и национального парка. При посещении национальных парков целесообразно отметить гармоничное сочетание природоохранных и рекреационных функций данного типа ООПТ, которое на практике обеспечивается путем функционального зонирования территории с учетом ее ландшафтной структуры. В пределах каждого национального парка выделяют 4 функциональные зоны: заповедная, регулируемого использования, рекреационная, хозяйственная. Исходя из природоохранных требований, в пределах ООПТ экскурсионная группа передвигается по тщательно спланированному строго определенному маршруту, согласованному с органом управления данной ООПТ. Маршруты в пределах ООПТ, как правило, подготовлены к показу, на них предусмотрены смотровые площадки, обзорные вышки, информационные стенды, места для отдыха. Маршрут обзорной природоведческой экскурсии проектируют таким образом, чтобы он при строгом соблюдении природоохранных норм и требований безопасности предоставлял зрительную основу для раскрытия темы, позволял дать исчерпывающую характеристику наиболее типичных особенностей ландшафта (формы рельефа, реки и озера, лесные, луговые, болотные растительные сообщества, наиболее распространенные виды местной фауны), а также проследить особенности взаимодействия природы и человека. Кроме типичных черт местного ландшафта, целесообразно включить в маршрут показ отдельных уникальных объектов, вызывающих повышенный интерес аудитории: криница, многовековое дерево, крупный валун, редкие формы рельефа и т.п. В ходе экскурсии по ООПТ следует отметить важное значение природоохранных территорий в деле сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Во многих случаях экскурсии по ООПТ, включая показ музейных экспозиций, проводят их штатные экскурсоводы или научные сотрудники. При организации кратковременного отдыха на природных территориях (особенно в пределах ООПТ) следует по возможности использовать заранее определенные и обустроенные для этого места, например – оборудованные поляны для отдыха на ландшафтной тропе «Голубые озера» в национальном парке «Нарочанский». Поскольку природоведческие экскурсии выполняют не только познавательные, но и рекреационно-оздоровительные функции, в целом вполне уместна организация отдыха и пикников в специально отведенных для этого местах. Вместе с тем, представляется неуместной организация шумных игровых программ, чрезмерно громкая музыка среди уголков дикой природы, тем более вблизи заповедных участков. Следует помнить и пропагандировать тезис о том, что подлинных ценителей красоты родного края привлекает возможность услышать на, лоне природы не громкие магнитофонные музыкальные записи, а мелодичные звуки природы – шелест листвы, плеск волн, пение птиц. При организации природоведческих экскурсий необходимо уделить серьезное внимание вопросам обеспечения безопасности туристов. Обязательно следить за тем, чтобы на переходах между объектами группа не растягивалась, никто из экскурсантов не должен выпадать из поля зрения экскурсовода. Целесообразно назначить замыкающим ответственного физически крепкого экскурсанта. Организаторам экскурсии следует заблаговременно предупредить ее участников о том, чтобы их одежда соответствовала погодным условиям, имелась удобная обувь, головные уборы (особенно при посещении леса). На маршруте по мере необходимости следует предупреждать экскурсантов о возможных источниках опасности (топкие заболоченные места, крутые склоны, произрастание ядовитых растений и т.п.). При отборе объектов экскурсионного показа следует исходить, прежде всего, из требования наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Из широкого разнообразия природных объектов нужно выделить те, которые отражают типичные характерные черты местного природного ландшафта (либо, напротив, обладают чертами уникальности), характеризуются наибольшей познавательной ценностью и высокими эстетическими свойствами. Целесообразно предусмотреть показ объектов, которые позволяют привлечь внимание экскурсантов к вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Например, можно предоставить возможность зрительного сравнения естественных болотных массивов и сельскохозяйственных угодий на осушенных, в ходе мелиорации, торфяниках. В маршрут экскурсии также следует включить наиболее живописные участки природного комплекса, чтобы экскурсия вызывала яркие эмоции, приносила участникам эстетическое удовольствие, вызывала стремление оберегать, охранять увиденную красоту природы. Немаловажную роль играет фактор доступности объектов – удаленность от сети дорог, условия осмотра, сезонность показа и др. С учетом природоохранных ограничений, в маршруты массовых природоведческих экскурсий не следует включать посещение особенно хрупких и уязвимых элементов экосистемы (места произрастания редких единичных растений, места обитания редких видов животных и т.п.). Следует учитывать, что в отличие от большинства объектов иных тематических экскурсий, объекты живой и неживой природы находятся в постоянной динамике, неоднократно изменяют свой внешний облик (цветущий весенний луг, особое оперение птиц и окраска некоторых видов животных в брачный период, сезонные миграции птиц, весеннее половодье на реке, движение волн, изменение цвета листвы, сезонный снежный покров и т.д.). Это определяет довольно явно выраженную сезонность ряда тематических природоведческих экскурсий (ботанические, орнитологические). Так, необходимо учитывать наличие двух наиболее интересных сезонов орнитологических наблюдений: ранневесенний – период брачных игр и весенних миграций птиц, поздневесенний и летний – период размножения и воспитания птенцов. Еще одним существенным отличием природоведческих экскурсий и экологических туров от других тематических экскурсий является вероятностный характер показа отдельных редких видов животных и растений. К примеру, экскурсовод в условиях дикой природы не может достоверно гарантировать, что экскурсанты увидят по ходу экскурсии то или иное животное, но может показать его на наглядном пособии, рассказать особенности биологии данного вида, его повадки, указав на следы пребывания в данной местности, а также, при возможности кратковременного наблюдения – дать краткие комментарии. Особую сложность представляет экскурсионный показ животных, которые, как правило, ведут скрытный образ жизни, избегают встречи с человеком, что в ряде случаев требует применения специальных приемов наблюдения и специального технического оснащения (бинокли, подзорные трубы, смотровые вышки, укрытия и шалаши, источники искусственного освещения для наблюдения видов с ночной активностью). При этом на большинстве зоологических экскурсионных маршрутов, с показом животных, в естественной среде обитания количество экскурсантов в группе не должно превышать 15-20 человек, при показе редких и скрытных видов животных – до 5-6 человек. В ходе природоведческих экскурсий следует использовать различные виды наглядных пособий: изобразительные (фотографии и рисунки природных объектов и явлений, репродукции пейзажных картин, картосхемы природных территорий, схемы и таблицы), естественные (образцы минералов, полезных ископаемых, гербарий), технические (видеозаписи сюжетов о природе, аудиозаписи голосов зверей и птиц). Наглядные пособия призваны дополнить естественный зрительный ряд, а также восполнить его отсутствующие сезонные элементы. При отборе биологических видов флоры и фауны для экскурсионного показа, специалисты Института зоологии Национальной академии наук Беларуси рекомендуют учитывать следующие критерии: - редкое или ограниченное распространение, уникальность (или типичность) для данного региона; - природоохранный статус (международная или национальная Красная книга); - достаточно стабильная численность, обеспечивающая постоянное или сезонное существование данного растительного сообщества (популяции животных) в течение достаточно длительного периода времени на участке, посещаемом туристами, что обеспечивает достаточно высокую гарантированность экскурсионного показа данного объекта в естественной природной среде; - наличие биологических особенностей, определяющих привлекательность природного экскурсионного объекта: интересные особенности поведения животного, высокие эстетические характеристики (размеры, форма, необычная окраска); - выдающиеся качественные и количественные характеристики: высокое разнообразие растительных сообществ, крупные популяции зверей или птиц. С учетом перечисленных критериев специалистами Института зоологии Национальной академии наук Беларуси для региона Белорусского Полесья выделено 20 экспозиционных видов растений, которые являются редкими, охраняемыми, имеют ограниченное распространение и отличаются высокой привлекательностью, благодаря красиво окрашенным цветам, листьям необычной формы: венерин башмачок, волдырник ягодный, горечавка крестообразная, зубянка клубненосная, камнеломка болотная, кокушник длиннорогий, кувшинка белая, лук медвежий, мытник скипетровидный, осока Лэвелла, осока теневая, пальчатокоренник майский, пальчатокоренник мясо-красный, пыльцеголовник красный, смолевка литовская, тайник овальный, линдерния простертая, водяной орех плавающий, сальвиния плавающая, дудник болотный. Повышенный интерес экскурсантов вызывают уникальные природные объекты, которые, как правило, имеют статус памятников природы республиканского или местного значения с учетом их научной и эстетической ценности. Они требуют особенно бережного отношения и тщательной охраны, о чем следует напомнить экскурсантам. На территории Беларуси официально учтены и взята под охрану государства 337 памятников природы республиканского значения и 586 – местного значения. Источником информации на природоведческой экскурсии может выступать как сам объект, так и события, связанные с ним. Так, Беловежская пуща – не только древний лесной массив, но и историческое место элитарных охот, а в новейшей истории – место подписания всемирно известных Беловежских соглашений. Озеро Свитязь, воспетое в поэзии Адама Мицкевича, является одним из мемориальных мест жизни и творчества поэта. На территории Беларуси насчитывается свыше 200 ледниковых валунов, имеющих историко-культурную ценность (каменные кресты, камни-следовики, языческие идолы, камни-портные, «чертовы камни»). В разных уголках нашей страны в природоведческие экскурсии можно включить в показ культовые родники, овеянные таинственными легендами (Полыковичская криница в окрестностях Могилева, родник Окменица на берегу озера Струсто на Браславщине). Вызывают интерес легенды о происхождении названий рек и озер: Князь-озеро, Свитязь, Святозерье, Вилия, Неман. Реки издавна служили торговыми путями, играли важную роль в заселении, освоении, экономическом развитии территории. По Западной Двине, Днепру, Припяти, Березине, Неману и их притокам в IX-XIII вв. проходила система древних торговых путей «Из варяг в греки». Таким образом, многие природные объекты имеют не только природоведческую, но и историко-культурную ценность. Следует учитывать, что характеристика природных объектов присутствует не только в специализированных природоведческих экскурсиях, но также занимает значительное место в структуре путевой экскурсионной информации на загородных маршрутах, может быть представлена в качестве отдельной подтемы в рамках обзорных и тематических экскурсий (Тугановичский парк. озеоо Свитязь на литературном маршруте «Тропами Адама Мицкевича», парки и водоемы в городских обзорных экскурсиях, старинные парки на историко-архитектурных маршрутах). В литературных экскурсиях рассказ экскурсовода нередко содержит отрывки из произведений писателей и поэтов, в которых воспевается красота природы. На каждый объект показа природоведческой экскурсии составляется паспорт, который содержит краткие сведения (обычно не более 1 стр.), излагаемые по определенному плану: - наименование объекта. - адрес объекта (район, сельсовет, лесничество). - дополнительные ориентиры – расстояние от дороги, ближайшего населенного пункта, водоема. - характеристика объекта (его основные свойства). - ценность объекта (научная, историко-культурная, эстетическая, рекреационная). - значение объекта (международное, национальное, региональное, местное). - состояние объекта (степень сохранности, экологические угрозы, необходимые меры по охране природы). - хозяйственное значение и рациональное использование объекта. - нормативно-правовой акт об охране объекта. - источники сведений об объекте. - дата составления паспорта. - фамилия, имя, отчество и подпись составителя. К паспорту прилагается схема расположения объекта и его фотография. Методика проведения природоведческой экскурсии включает совокупность приемов показа и рассказа. Поскольку экскурсоводу необходимо раскрыть механизм взаимозависимого формирования и развития отдельных природных компонентов ландшафта, особую важность имеет методический прием объяснения. Вопросы «почему?» и «каким образом?» на природоведческом маршруте должны быть постоянно в центре внимания экскурсовода и экскурсантов: почему здесь сложился такой ландшафт, как возникло это озеро, откуда взялись здесь огромные валуны и т.п. В регионе Белорусского Поозерья, любуясь живописными озерно-холмистыми ледниковыми ландшафтами, следует объяснить особенности происхождения моренных гряд и озерных котловин. Длинные узкие ложбинные озера образовались в результате разрушительной деятельности ледника при движении с севера на юг (вытянутое узкой 15 километровой лентой озеро Свирь). Глубокие озера посреди холмов появились в тех местах, где при таянии ледника мощный водный поток падал в глубокую трещину во льду и своей силой выбил чашеобразное углубление (озеро Долгое глубиной 53, 7 м в Глубокском районе). Для того чтобы воссоздать эту картину в воображении экскурсантов (прием реконсгрукции), следует пояснить, что в эпоху оледенений мощность слоя льда, покрывавшего землю, составляла порядка 500-700 м. Наверняка, это было грандиозное зрелище – ниспадающий с огромной высоты (в 10 раз выше Ниагарского водопада!) полноводный холодный поток. Вытянутые ленты ледниковых холмистых гряд – озы – вырастали в трещине ледника, куда вместе с водой устремлялись песок, глина, валуны (моренные отложения). Сегодня озы, покрытые лесом, являются украшением рельефа Поозерья. В национальном парке «Браславские озера» неподалеку от деревни Слободка туристам предлагают экскурсию по живописной Слободковской озовой гряде, вытянутой среди озер. На маршрутах по поименно-болотным ландшафтам экскурсовод может раскрыть суть превращения низинного болота в верховое. Низинное осоковое болото образуется, как правило, в переувлажненных пониженных местах или на месте зарастающих озер. С ходом времени, по мере отмирания растений и накопления слоя торфа, поверхность болота, первоначально становится плоской, а затем слабовыпуклой. Растительность сначала представлена преимущественно травами, кустарничками, а затем все более обильными сфагновыми мхами. Нижняя часть дернины, постоянно находящаяся в воде, обедненной кислородом, разлагается плохо. Начинает накапливаться слой торфа. С ростом торфяной «подушки» все выше поднимается поверхность болота, изменяется его растительный мир: появляются кустарники, деревья, луговые травы. Мощный слой торфа служит своеобразной «губкой», впитывающей и накапливающей влагу, которой питаются растения. На этой стадии болото может существовать не питаясь подземными водами, лишь за счет атмосферных осадков и таяния снега. Так из низинного болота возникает верховое, с иным характером питания, иным растительным покровом и выпуклой поверхностью. Необходимо акцентировать внимание экскурсантов на тесных взаимосвязях, существующих между различными компонентами ландшафта. Так, велика роль птиц в распространении семян растений. Можно перечислить немало видов трав, кустарников и деревьев, которые своим широким распространением во многом обязаны пернатым. В лесах сойки разносят желуди дуба, дрозды – ягоды земляники, черники, малины, рябины. Кукушки и клесты – «сеятели» сосны и ели. Дятлы заслуженно считаются санитарами леса за то, что выдалбливают из больных деревьев личинки короедов и прочих вредителей, разрушающих древесину. Это пример того, как птицы способствуют сохранению леса, его устойчивости против естественных вредителей. В ходе знакомства экскурсантов с обитателями леса, следует развенчать ошибочное представление о существовании «полезных» и «вредных» зверей и птиц. В XIX в. охотниками активно уничтожались хищные птицы (совы, соколы и др.), которые, как известно, питаются мелкими грызунами и сохраняют для человека тонны зерновых культур. На первый взгляд, кажутся бесспорно вредными мышевидные грызуны, которые переносят заразные заболевания и поедают продукцию сельскохозяйственного производства. Однако без них было бы невозможным существование ряда других видов (горностай, лесной хорек, лисица). Волк, главный хищник белорусских лесов, является полезным санитаром, который уничтожает ослабевших, больных и раненных копытных животных, чем спасает их популяции от эпидемий и вырождения. Следует помнить незыблемое правило: любой вид животных занимает определенную экологическую нишу в ареале своего обитания, поддерживает экологическое равновесие в ландшафте и поэтому имеет право на существование и требует бережного отношения. На природоведческих маршрутах в рассказе экскурсовода часто используется методический прием комментирования (поведение животных, динамичные природные явления, смена растительных сообществ по ходу движения). Школьные природоведческие экскурсии, в качестве особых методических приемов, могут включать проведение исследований и наблюдений (метеорологические, фенологические, гидрологические, астрономические), выполнение индивидуальных заданий в соответствии с учебной программой, сбор полевых природных материалов (гербарий, минералогическая коллекция и т.п.). Содержательная часть рассказа экскурсовода должна включать необходимое количество цифрового материала. При рассказе о природных объектах следует обязательно использовать доступные количественные оценки объектов и явлений, но при этом избегать чрезмерного обилия цифр, постоянного стремления к точности «до последнего знака». В современных условиях информационного общества заинтересованный экскурсант без особого труда может найти необходимые сведения в научных и краеведческих публикациях, справочной литературе и Интернет-источниках. Необходимо отдавать себе отчет в том, что абсолютное большинство экскурсантов не смогут запомнить прозвучавшее в рассказе точное количество видов растений в том или ином регионе. Гораздо важнее сформировать общий географический образ местности, указав ее характерные и уникальные черты: «в Беловежской пуще более тысячи многовековых деревьев». В ряде случаев представляется наиболее удачной сравнительная оценка природного комплекса: «в заказнике «Споровский» представлена половина видового состава птиц Беларуси», «в Березинском заповеднике обитает самая крупная в Беларуси популяция бурого медведя», «в заказнике «Званец» – самая крупная в мире популяция вертлявой камышевки», «по сравнению с лесом, болотный массив в 10 раз более активно выделяет кислород». Можно сравнить высоту самых мощных деревьев Беловежской пущи (около 40 м) с высотой многоэтажных домов, в которых живут городские экскурсанты. При характеристике природных объектов важно уделить внимание вопросам топонимики. Название каждого географического объекта несет в себе определенный смысл, «расшифровав» который экскурсовод может добавить важные штрихи к портрету местности. Многие названия (топонимы) очень четко, образно отражают характерные черты природного ландшафта региона, особенности заселения человеком данной территории, помогают понять характер и историю изменения ландшафтов. Раскрытие тайн географических названий всегда вызывает живой интерес у экскурсантов. При этом экскурсоводу следует не только познакомить аудиторию с красивыми местными легендами и преданиями, но обязательно изложить научную версию происхождения названия того или иного объекта. Кроме того, полезно объяснить основные закономерности возникновения географических названий. Так, во многих случаях города получают имена по названиям рек, на берегах которых они возникли (Витебск, Полоцк, Орша, Пинск, Верхнедвинск/Дриса, Слуцк и др.). Многие названия отражают особенности рельефа местности (Высокое, Глубокое, Горки), местной фауны (Бобруйск, Вороново, Дятлово) и флоры (Брест, Береза, Ивенец, Ивье, Ельск, Новоельня, Дубровно). Названия ряда поселений связаны с традиционными народными промыслами и ремеслами, что позволяет проанализировать взаимосвязь природных условий и трудовой деятельности человека (Бондари, Бортники, Гута, Гончары, Руденск, Будники и др.). В целом около 20% всех географических названий Беларуси отражают местные природные условия. Помимо физико-географической характеристики основных компонентов природного комплекса, на природоведческой экскурсии целесообразно рассмотреть вопросы их использования в хозяйственной деятельности человека, причем не только на современном этапе, но и в исторической ретроспективе – путем ознакомления с традиционными формами природопользования, народными ремеслами и промыслами, показа динамики ландшафта (сокращение площади лесов, мелиорация болотных массивов и сельскохозяйственное освоение осушенных земель и др.). Уместно рассказать о перспективных планах хозяйственного освоения и природоохранной деятельности в посещаемой природной местности. О самых привычных и распространенных природных объектах, окружающих нас, экскурсовод может рассказать много нового и удивительного. В качестве примера приведем лишь несколько фактов о липе – дереве, которое можно встретить в смешанных лесных массивах, парках и на улицах любого города. Липа – главная древесная медоносная порода. Липовый мед издавна является признанным лакомством. Одно дерево липы, при благоприятных агроклиматических условиях, выделяет в нектаре за сезон до 3, 6 кг сахара. За 2-недельный период цветения липы ежедневный привес окрестных пчелиных ульев может достигать около 15 кг. Подсчитано, что с 1 га липового леса пчелы собирают до 1 тонны меда за сезон. Однако в естественной природе чистые липовые леса встречаются крайне редко, обычно в сухом светлом лесу липа соседствует с кленом, ясенем, дубом. Цветки липы – одно из старейших народных лекарственных средств, применяемых в качестве потогонного средства при простудных заболеваниях, а также в качестве средства от головной боли, при обмороках, против судороги. Разваренная молодая липовая кора дает много слизи и применяется для заживления ожогов. Листья липы – народное средство при лечении порезов. Древесина липы, легко поддающаяся резьбе, не трескающаяся при высыхании, на протяжении веков использовалась при изготовлении красивой и удобной деревянной посуды, хозяйственно-бытовой утвари: ложек, чашек, тарелок, блюд, корыт, черпаков, скалок, кадок и т.п. Из тщательно оструганных липовых досок мастера изготовляли лучшие чертежные доски. Доска из липы, благодаря исключительным свойствам древесины, издавна использовалась для иконописи. Кроме того, липа служит материалом для изготовления музыкальных инструментов. Кору липы использовали для производства лубяных изделий: рогожи, канаты, швабры, мочалки и т.п. Внутренняя часть липовой коры (лыко) использовалась нашими предками для плетения лаптей. На год крестьянину требовалось до 30-40 пар лаптей, для изготовления одной пары нужно было ободрать 2-3 молодых деревца. Отсюда и пошла поговорка: «ободрать как липку»! Ветки липы с листьями и молодыми побегами шли на корм скоту. Сегодня же липа известна большинству горожан как прекрасное декоративное растение, одно из основных в озеленении городов. При работе с конкретной аудиторией, экскурсовод должен использовать дифференцированный подход к проведению природоведческих экскурсий. Одинаково неудачна и та экскурсия, которая не приносит участникам новых знаний и превращается в набор общеизвестных фактов и восклицаний о красивых пейзажах, и та, которая утомляет недостаточно подготовленных слушателей недоступным для понимания материалом. Рассказ экскурсовода не должен быть перегружен чрезмерным количеством специальных терминов. К сожалению, уровень географических знаний в обществе пока недостаточно высок, поэтому далеко не каждый участник экскурсии четко понимает смысл даже таких распространенных терминов из школьной географии, как камы и озы, эндемики и космополиты, морена, карст, меандры, орнитофауна и т.д. Напомним, что на всех тематических экскурсиях рекомендуется пояснять смысл специальных терминов при их первом упоминании. В случае перегруженности рассказа сложными «сухими» научно-теоретическими материалами, неизбежно возникает барьер между экскурсоводом и туристами, утрачивается психологический контакт с группой, рассеивается внимание аудитории, снижается общий интерес к теме экскурсии. Поэтому текст экскурсии при необходимом объеме фактического материала должен содержать интересные примеры, удивительные факты, образные сравнения, красивые легенды, шутливые отступления и другие «оживляющие» элементы, быть доступным для восприятия конкретной аудитории. Экскурсоводу, работающему на природоведческих маршрутах, помимо знания общих вопросов методики и техники проведения экскурсии, требуются практические навыки быстрой идентификации экспозиционных видов флоры и фауны в естественных природных условиях, знание особенностей их биологии, жизненного цикла (цветение и плодоношение растений; питание, размножение и миграции животных и др.), владение приемами естественнонаучного анализа природных ландшафтов как единой совокупности взаимосвязанных природных компонентов. Не менее важным качеством является любовь к природе, заинтересованное личное отношение к теме экскурсии, неподдельная тревога за сохранение природных богатств.
|