Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анатолийские памятники
К северу от памятников Иерихонской к-ры, на тер-рии юж. Турции расположены ранние земледельческие памятники иного облика. развитие и взаимозаменяемость различных видов хоз. деятельности здесь другая. на основе этих памятников выделяется южно-анатолийский центр. если в Вост. Средиземноморье мы видели весь этот процесс, и там он шел плавно с сер. 9го по 6-е тыс-летие, то здесь изучены памятники характеризующие только результативные следствия неолитической революции. Палеоботанические исследования позволяют утверждать, что там были доместицированы самые различные виду растений (разные виды пшеницы, ячменя и др. к-р) но что самое замечательное – в этом центре почти равную долю продуктов дает скотоводство – и разведение мелкого скота (овца, коза) и как будто начинается одомашнивание кр. рог скота. Лишь на 10% хозяйство дополняется охотой на дикого быка, оленя и др. это земледельцы, скотоводы и только потом! охотники
самый интересный памятник – Чатал Гуюк (высота – 17, 5, площадь - 133 га) расположен на равнине Конья в холмистых предгорьях его открыл англ. археолог Джеймс Мелларт. в 1961 году он приступил к раскопкам (19661-63 г.) после открытий, которые сделал Католин Гильон, это была вторая археологическая сенсация XX века! ЧГ является материализованным воплощением неолитической революции – это самый крупный неолитический поселок Бл. Востока. его высота показывает, что это мощный телль с 11-ю строительными горизонтами (от 0-го до 10-го) но его мощность больше чем высота – 19 м, на полтора метра он уходил ниже окружающих полей. (так как вокруг постоянно ведется распашка полей, которую удобряют сплошь и рядом – так основание теллей уходит ниже современного уровня) большая серия дат позволила продатировать памятник 6 500 – 5 650 лет (до н.э.) жители ЧГ знают 17 видов культурных растений! (в том числе – горох, чечевица и огромный набор садовых растений – древнейший в мире виноград доминирует!) этот гигантский размах набора растений, из которых каждый включает несколько весовых килограмм. совершенно ясно – что земледелие у них имело длительную предысторию, но мезолитических памятников здесь не открыто и ее мы не знаем. Факты, свидетельствующее о богатстве и благоустройстве: найдены семена не только полевых, но и декоративных комнатных растений! из обсидиана – наконечники копий и стрел, а из кремния – великолепные кинжалы зеркала из обсидиана (круглой или прямоугольной формы.) мастерски изготовлены бусы из полудрагоценных камней) в некоторых просверлены дырки тоньше, чем в современных иглах. Посуда из различных пород камня (мрамор, алебастр, песчаник) мастерски изготовленная посуда. в 9-м слое памятника открыты медные и свинцовые бусы. Мелларт не сразу понял это открытие, и в первых отчетах пишет о металлических безделушках, которые на тот момент были самым древним металлом нашей планеты! поражают прекрасно-сохранившиеся ткани техникой своего исполнения.
Часто ЧГ называют памятником докерамического неолита, что неверно. Уже в ранних слоях встречаются обломки керамики, но потом она исчезает, затем же возвращается вновь в находках хороших сосудов два вида посуды: кухонная черно-лощенная и желто-лощеная столовая. она была найдена в мелких обломках поэтому форма посуды так и не восстановлена. Прямоугольные дома и святилища плотно покрывали поселок. Тем не менее все эти дома, вплотную примыкавшие друг к другу, расположены на холме террасообразно при равной высоте жилищ их крыши все время возвышаются друг над другом. к дому пристраивался боковой отсек для зерна. проходов между домами нет! значит вся жизнь жителей проходила на крышах домов. найдены остатки деревянных лестниц. стены некоторых комнат красочно расписаны – на одной из росписей изображен план поселка на фоне извергающегося вулкана. Из-за своеобразной системы входа в дома, по-видимому, не было необходимости в фортификационной стене и др. защитных сооружений. Скорее всего, при наступлении вражески племен, вооруженное население группировалось на крышах домов. Освещался дом через маленькие окна под крышей. Через них же выводился дым от печей. в домах обычно глинобитный пол, обычно даже обожженный. В углу дома – одна или две платформы над полом, вокруг основной платформы (интересно, что в Триполье НВ нашла такие же платформы!) располагаются красные колонны и у задней стены основной платформы большая скамья для сна работы и погребения умерших. Прежде чем похоронить, производился процесс реинкарнации (удаление мягких тканей): тело покойника оставлялось в открытых хижинах на растерзание хищникам – этот процесс изображен на стене одного из святилищ) после того как останется лишь скелет, его связывали в скорченную позу и заворачивали в рулон из циновки, его посыпали охрой или киноварью а лоб и шею посыпали какой-то синей краской. Резкая дифференциация в погребальном инвентаре: у женщин и детей (которых часто клали вместе) это обсидиановые зеркала, украшения, мотыги и тесла из диорита, костяные ложечки и шпатели, а в мужских – предметы вооружения, глиняная печать, костяные крючки и петли для кожаных поясов. Ткани и деревянные сосуды находят и у мужчин и у женщин, но! керамика и статуэтки в погребения не помещались. кстати о статуэтках - их множество и в них божества, которым они поклонялись. Главное – богиня в 3-х ипостасях (молодая женщина, старая, но чаще всего – рожающая) образ рожающей богини обязательно совмещался с леопардами. Статуэтки богинь чаще находят не в жилищах, а в святилищах.
Целый район ЧГ был назван им жреческим, так как из одного в другой строительный горизонт на одном и том же месте сооружались святилища. Мелларт называет их храмами, что не обосновано, так как храм – монументальное сооружение, отличающееся от светских зданий. В ЧГ же дома точно такие же, но выделены для религиозных функций и имеют богатый интерьер. (это либо роспись, либо рельефы (иногда до 2-х и более метров из глины на каркасе и углубленная силуэтная резьба, все три манеры украшения стены святилища могут сочетаться в одном.) мотивы разнообразны – нет двух абсолютно похожих святилищ. наиболее часто встречаются красочные геометрические мотивы, что изображает какие-то ковры) Загонная охота на дикого быка, у него плоская морда, как у кабана! этот гигантский бык окружен вооруженными воинами и домашними собаками. Популярный рельеф – изображение животного (олени и опять леопарды) обилие охотничьих сцен и пр. говорит об архаичности – старые идеологические представления еще живучи, хоть уже и другой хозяйственный строй, однако! все чаще появляется земледельческий мотив продолжения жизни – у женщин подчеркнуты крупные животы, пупки, груди. Интересно изображение богини, рожающей голову быка или барана. Также часто изображается бык. Культ быка как мужского начала чрезвычайно популярен: интересны бычьи колонны – или там целиком вставлена голова или втыкаются рога. Итак, ЧГ открывает перед нами удивительный мир культуры земледельца и скотовода, еще не порвавшего с охотой.
Более поздняя стадия развития к-ры ЧГ демонстрирует телль Хаджилар. его также открыл Мелларт (раскопки 1957-1959), причем с ошибкой – когда он приблизился к этому теллю, он принял его за единый, но на самом деле это не один – а целая группа теллей, которые в рез-те распашки оплыли краями и слились в один. многие имели поздний хар-р – вплоть до средневековья. И тут, копнув поглубже, он обнаружил докерамический памятник. Хаджиляр 5-1 слой – ранний энеолит Хаджиляр 9-6 – поздний неолит между ними разрыв – пожар.
В домах был явно деревянный второй этаж. О большой роли земледелия говорит то, что второй угол дома был отгорожен небольшой высоты закуток, в котором хранились запасы зерна. на полу некоторых домов были выступающие платформы, которые он расценил как столы для просушки зерна. Также дуговидные серпы в пазах которых вставлялись пластинники = геометрические микролиты) но не кремневые а из диорита – местной породы камня. Кости диких животных в ед. экземплярах, охотничье вооружение исчезает. имеющиеся кости животных связаны с домашними видами. очень развито земледелие – искусственное орошение. найдены обугленные зерна всего того же что и ранее, а также, как ни странно, огромное кол-во желудей. Кроме роговых серпов, в домах находились на поверхностях зернотерок костяные шпатели с длинной тонкой ручкой, завершавшиеся головкой животного, которыми, по мнению археологов, собиралась мука. Много полированных топоров, тесел, резцов, К культовым предметами относятся сосуды либо в виде головы человека, либо в виде лежащих и идущих животных (олени, свиньи, быки) изумительные статуэтки – почти в каждом доме прежде всего (святилищ не было!) были две разновидности – просто удлиненные пластины из камня или глины с прорезанными глазами, носом, ртом и зачесанной назад прической (лицо женское) либо же натуралистические фигуры женщины или с детенышем или человека или леопарда на руках. в разных позах. головы же исполнены схематично – волосы в пучке назад, глаза – щипки, прорези, рот не обозначен никогда! что является культурной традиций всех памятников раннего земледелия. Чаще, он обнажен, в редких случаях – белое распахнутое платье или бикини. Качество керамики прекрасно! в 9-м и 8-м горизонте оттенок сероватый, в 7-м и 6-м – желтый, красный и коричневый, но формы близки
в 6-м горизонте – появляется красная полосатая роспись. круглые сосуды, обязательны поддоны (диск, порой выступающий за основание сосуда или кольцевидно-выемчатые) и ручки в виде вертикальных трубочек. После разрушения Хаджилара 6-го слоя от пожара жизнь продолжается и поздний неолит перерастает в ранний энеолит – наличие великолепной расписной керамики!
южно-анатолийский центр известный по единичным памятниками дает удивительное разнообразие культуры, док-во неолитической революции, которое говорит о том, что охота не имеет более прежнего значения.
Холмистые предгорьях тавра (юго-восточной Турции) дают памятники в которых и начальные шаги неолитической революции и ее результат: Чайеню-Тепези, Гретиле и Джефер-Гуюк.
Чайеню-Тепези расположен около города Эргали у знаменитых древних рудников. поселение лежит на высоте 830 м в пределах одной из широких долин у подножия низкой известковой гряды и на берегу небольшой непересыхающей реки, впадающей в верховья Тигра. что интересно, в 60-х годах эту зону детально исследовала экспедиция Роберта Брейдмана, которая открыла более 100 теллей. он остановился именно на ЧТ, так как тот: 1) имеет 4 горизонта 2) датируется очень ранним временем – (7250-6750) 3) ученый обнаружил обугленные зерна
Интересно, что здесь в Восточной Анатолии перед нами наоборот скотоводы, охотники и только потом земледельцы. В нижнем горизонте 90% костей диких животных, примеры находок одомашненной овцы сомнительны. В верхних же горизонтах кости овцы и козы превосходят кости диких животных в 13 раз! в 4 слое находок практически не было, в третьем же, обнаружены очень интересные постройки, которые получили название прорешетчатых. Так как это были и вложенные в пределы прямоугольной площади полосы каменных фундаментов, расстояние между ними не превышало метра. Решетчатый фундамент служил в сильную жару с сильным ветром, туда проникают порывы ветра и охлаждают то, что находится в хранилище. кроме решетчатых построек третьего горизонта, находилось здание общественного назначения – вероятно святилище.
На смену им приходят ячеистые постройки: это квадраты небольшого размера – вдоль поверхности каменных кладок читаются остатки глинобитных стен. Находки внутри позволяют говорить, что это лишь нижний этаж, предназначенный для хранилищ (или там много заготовок для кремневых орудий, либо большой кол-во зернотерок пестов и ступок) либо все оно уложено из камня для использования. в этом горизонте вновь появляется то же общественное здание на том же месте. Интересно его оформление – на полу мозаика, два уровня пола как и в третьем слое никаких сомнений в том, что это культовое сооружение – так как поверх мозаичной краски лежала огромная белая глыба с выгравированным человеческим лицом. остатки невыразительны и представлены домами с глинобитными полами, по периметру которых каменная кладка. материальная культура неизменна и рассматривается исследователями как единый археологический комплекс. Основная часть инвентаря – обсидиановые и кремневые орудия. огромное кол-во мраморных сосудов, булавки и шилья из кости, неподалеку от ЧТ расположены Гретиле, Джефер-Гуюк и прочие, они еще не очень раскопаны, но судя по всему дадут приблизительно схожие результаты
а вот еще 2 относятся к более позднему времени и мы сталкиваемся с более богатым набором зерновых культур – там даже есть лен!
|