Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соревновательная деятельность как целеобразующий фактор в применении специальных упражнений






Попов В.Б. - 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов

Оглавление

   
1. Соревновательная деятельность как целеобразующий фактор в применении специальных упражнений    
2. Специальные упражнения – основа совершенствования в легкоатлетическом спорте    
3. Методика развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов    
4. Как достигнуть максимальной скорости бега    
5. Как совершенствуется отталкивание в беге и прыжках    
6. Учимся расслаблять мышцы    
7. Развиваем " взрывную" силу для далеких метаний    
8. Упражнения беговой подготовки и спортивной  
9. Как повысить специальную выносливость    
10.   Мастерство исполнения упражнений и искусство быстрого восстановления    
11. Специальные упражнения в составе типовых, недельных циклов в круглогодичной тренировке    
12. Тренировочные микроциклы для бегунов, ходоков, прыгунов, метателей, многоборцев    

 

Соревновательная деятельность как целеобразующий фактор в применении специальных упражнений

Процесс овладения мастерством выполнения соревновательного упражнения в каждом виде легкой атлетики включает значительное число средств и методов достижения поставленной цели.

Главным средством являются комплексы упражнений, которые обеспечивают разные стороны подготовки: разносторонней и специальной физической, технической, тактической и психологической.

Целеобразующим фактором в этом процессе и в выборе средств служит (выступает) соревновательное упражнение со всеми его специфическими характеристиками структуры движений, заметно изменяющимися по мере роста спортивного результата.

Достижение высоких спортивных результатов связано с овладением техническими приемами – двигательными навыками выполнения избранного соревновательного упражнения, которые зависят от уровня развития и совершенствования двигательных возможностей – врожденных задатков атлета.

Эффективное выполнение каждого соревновательного упражнения обеспечивается уровнем развития и способностью проявления в разной мере и соотношении взаимосвязанных двигательных физических качеств: силы, быстроты и прыгучести, выносливости, гибкости, равновесия, ловкости и способности как к мобилизации, так и к произвольному расслаблению мышц.

Следует подчеркнуть специфичность каждого такого единства – качеств двигательной деятельности, поскольку они развиваются в занятиях определенным видом легкой атлетики, обслуживают его и проявляются именно в нем. В связи с этим в большинстве перечисленных качеств двигательной деятельности выделяются относительно самостоятельные их разновидности.

Так например, выносливость подразделяется на общую, локальную и специальную формы – силовую, скоростную, марафонскую и другие. Сила в сочетании с быстротой создает многие формы проявления от максимальной силы к быстрой " взрывной" силе – прыгучести и хлестообразному движению при метаниях. Особенно наглядно в соревновательном упражнении – спринтерском беге этот переход происходит от максимальной мощности усилий в стартовом разгоне к максимальной быстроте в беге по дистанции.

Выполнение атлетом каждого соревновательного упражнения в легкой атлетике от спринтерского до марафонского бега, от горизонтальных прыжков до вертикальных и с помощью шеста, от коротких до длинных метаний тяжелых и легких планирующих снарядов, а также многоборий характеризуется четкой нервно-мышечной координацией и вегетативным обеспечением. На данной конкретной биологической основе проявляется все большая " специализация" качеств двигательной деятельности и их достаточно гармоничное и эффективное соотношение, которое мы назвали специфическим " сплавом" качеств атлета. •

В этой биологической закономерности заключается и проявляется педагогический принцип единства двигательных навыков выполнения главного соревновательного упражнения и качеств при всевозрастающей роли последних по мере роста результатов и спортивного мастерства. Каждому новому уровню спортивных результатов от Ш разряда до МСМ К соответствует определенный уровень и соотношение – " сплав" двигательных качеств, а также умение их проявить и реализовать в победе над собой или соперником. Нарушение необходимого оптимального уровня и соотношения психо-физических качеств в подготовке по разным причинам – увлечение только развитием максимальной силы или числом повторений (виды выносливости) или игнорирование ключевых моментов по амплитуде, времени и по ритму исполнения, то есть объективных взаимосвязей довольно быстро отрицательно отражается на технике и качестве выполнения основного соревновательного упражнения.

Таким образом, развитие психофизических качеств посредством специальных подготовительных упражнений происходит одновременно с овладением, совершенствованием рациональной техники движений и умением ее демонстрировать в сложных условиях борьбы в каждом виде легкой атлетики только в разных соотношениях.

С ростом спортивных достижений легкоатлетам все в большей степени необходимо проявлять ведущее сочетание ключевых качеств в этом " сплаве". Так например, скоростно-силовые качества – способность выполнять беговые движения ногами максимально быстро, чуть-чуть почаще, свободнее и шире, чем рядом в " шеренге" с другими, но контролируя себя, на протяжении 12-25 с определяет результат и победу в беге на короткие дистанции. Достижение высокого результата в длинном спринте требует от спортсмена поддержания скорости, близкой к максимальной, но более длительное время (до 60 с), т.е. в большей мере скоростной выносливости.

А для занимающихся и влюбленных в барьерный бег помимо качеств спринтера добавляется требование иметь высокую подвижность в тазобедренных суставах и свободу движений при максимальной их амплитуде и быстроте.

По мере увеличения дистанции или длительности непрерывного выполнения соревновательного упражнения снижаются требования к уровню развития скоростно-силовых качеств и способность проявлять максимальную скорость (анаэробные возможности), но повышаются – к способности длительно поддерживать возможно большую среднюю скорость (аэробные возможности) или успешно выдерживать наступающее утомление – умение терпеть тяжести в мышцах и в движениях, " пустоту" в груди и " темноту" в глазах. У каждого по-своему.

Так, марафонцам и ходокам необходимо обладать выносливостью со всеми ее оттенками для поддержания средней скорости в непрерывном беге и ходьбе на 42-50 км или в течение 2, 5-4, 5 часов. А настоящая проверка на " прочность" – надежность начинается только с 35-38 км дистанции. Или ты еще жив и способен продолжать борьбу, или уже " кончился" (исчерпаны аэробные и волевые возможности) и другие победили тебя.

Современная выигрышная тактика в беге на средние дистанции требует от спортсменов умения переключаться со средней скорости на максимально возможную (смешанные аэробно-анаэробные возможности) в условиях быстро наступающего утомления за 300, 200, 150 м и на последней прямой до самых-самых последних метров на финише.

Так как все прыгуны, метатели и многоборцы в своем соревновательном упражнении должны выполнять максимально быстрые движения и преодолевать при этом значительные внешние сопротивления (инерцию веса тела, снаряда), то их спортивные показатели зависят прежде всего от уровня развития скоростно-силовых качеств. Однако, проявление этих качеств также очень специфично. Так, если у прыгунов в высоту эти качества " обслуживают" – обеспечивают создание наибольшего вертикального движения при оптимальной скорости, то для прыгунов в длину и тройным – оптимальной высоты на максимальной скорости бега. Помимо качеств прыгунов в длину атлетам-прыгунам с шестом требуется дополнительная сила рук, плечевого пояса и туловища при прекрасной координации движений, необходимой для сгибания шеста и быстрого подъема тела с поворотом, а также специальной ловкости и буквально " цирковой" смелости, особенно для женщин.

В толкании ядра спортивный результат зависит от быстрого нарастания в проявлении непрерывной силовой волны до максимальной при разгоне, разгибании тела с поворотом плечевого пояса и быстром движении руки и кисти при выталкивании снаряда.

У метателей диска эти качества проявляются во вращательном движении тела и завершающемся в быстром свободном хлестообразном движении руки. Для достижения результатов в метании молота атлету необходимо преодолевать воздействие огромной центробежной силы. Чем быстрее и шире вращения и повороты с тяжелым снарядом, тем больше усилий требуется развивать многим мышцам всего тела. Это упражнение – одно из самых полезных для тех, кто уважает ловкую " богатырскую" силу.

Копьеметатели выполняют специфические по координации и сложные по точности движения на контролируемой скорости в разбеге и особенно в завершающем мгновенном хлестообразном движении руки. Планирующие осевые снаряды – копье и диск – требуют высокой точности выполнения финальных усилий.

Общим необходимым требованием к исполнителям для успешного прогресса в избранном виде легкой атлетики является совершенное владение контролем за свободой движений, чувством ритма и темпа при действии любых сбивающих факторов. Ощущения максимальных усилий мешают достижению личных рекордов.

Мы так подробно остановились на этих примерах лишь с одной целью, проиллюстрировать и показать всю специфичность " сплава" физических качеств, который направлен на создание, обслуживание и совершенствование основного соревновательного упражнения при достижении личных спортивных вершин и подлинного мастерства.

Успешное развитие ведущих физических качеств может быть достигнуто только при определенном уровне развития остальных, особенно общей и специальной выносливости и гибкости. В то же время для полной реализации этих качеств требуется определенная координация – двигательная ловкость, чувство движения тела, двигательная память, а также уверенность, решительность и смелость при огромном желании совершенствоваться и побеждать.

Поэтому в зависимости от уровня подготовленности, задач и периодов тренировок целесообразно придерживаться определенных соотношений общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательного упражнений, которые приводятся по видам легкой атлетики в последнем разделе.

Современная спортивная практика убедительно демонстрирует исключительные двигательные физические возможности человека, в том числе и в возрастном плане. При этом особо следует подчеркнуть, что как приобретение, так и реализация их находятся в прямом соответствии с волевыми и мотивами, вашей способностью мобилизовать все свои силы надостижение четко поставленной цели.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал