Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное поликультурное социальное и образовательное пространство
Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников. Проблемы образования и воспитания детей в полиэтническом обществе актуальны сегодня во всем мире, поэтому концепции поликультурного образования постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В основе этих концепций лежит тезис о том, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» (Перотти, 1995, с.36). Основные сторонники концепции поликультурного образования признают следующие идеи: – полиэтническое общество – это не «плавильный котел», так как человек в большинстве случаев устойчиво сохраняет приверженность своей базовой культуре, а с другой – может совмещать в себе принадлежность к нескольким культурам; – полиэтническое общество – это не «мозаика» различных культур и этносов, поскольку развитие любой культуры не может быть рассмотрено в отрыве от процессов межкультурного взаимовлияния; – полиэтническое общество – это ситуация, при котоой многие люди более не принадлежат жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «смыкаются» в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике; – полиэтническое общество – это общество социального разнообразия, причем принципиально изменчивого. успешная социализация в таком мире должна ориентировать ребенка на постижение его сложности и предполагает формирование способности к самостоятельному выбору (вплоть до изменения идентичности), развития вариативности поведения в различных культурных средах, повышения уровня толерантности к «иным», непохожим. При этом образовательные институты должны найти некоторое «равновесие» между задачами обретения коллективной идентичности и сохранением свободы личностного выбора (Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., 2000). Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни (Васютенкова И. В., 2007).
Как бы широко не понималось межкультурное образовательное пространство и образование, для школы это означает решение вполне определенных воспитательных задач: – личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему; – развитие этнической и культурной грамотности, т.е. достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп – своей и «чужих»; – формирование этнокультурной компетентности – не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами и других культур; – осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов. Опираясь на все выше сказанное, можно сделать вывод, что компонентами поликультурного образовательного пространства являются: – ценностно-содержательный; – личностно-ориентированный; – операционно-деятельностный; – регионально-интеграционный.
В таблице 1 представлены модели поликультурного обучения. Таблица 1
Основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, – просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Однако все указанные выше дидактические модели, повышая этнокультурную грамотность, недостаточно эффективны для развития этнокультурной компетентности. Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на обучении. Ребенок должен эмпирическим путем открывать сходства и различия с «другими». Крайне актуальны сегодня программы и проекты, направленные на развитие компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур. В.В. Макаев в работе «Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы» справедливо указывает, что термин « поликультурное воспитание » более полно отражает сущность поликультуризма в педагогике, поскольку он включает не только обучение человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном для нас обществе. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
|