Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темперамент. Темперамент - Динамическая характеристика психической деятельности индивида
Темперамент - Динамическая характеристика психической деятельности индивида. Он проявляется первым делом в его впечатлительности, т. е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Темперамент сказывается и на эмоциональной возбудимости, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, в устойчивости, с которой оно сохраняется. Выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой она овладевает моторной сферой и переходит в действие, устойчивостью, с которой она сохраняет свою действенную силу. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Темперамент находит себе особенно наглядное выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех моторных проявлений человека - его практических действиях, речи, выразительных движениях. Динамическая характеристика психической деятельности (т. е. проявление темперамента) не имеет самодовлеющего характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Во всех своих проявлениях темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности. Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы - силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Темперамент редко встречается в чистом виде, но тем не менее накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которые обычно называются меланхоликами) особенно остро воспринимают замечания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые остальные не обращают внимания. Их повышенная впечатлительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой вряд ли следует ждать быстрого ответа или мгновенного включения в выполнение письменной работы. Стоит считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика могут быть следствием именно его темперамента, силы и подвижности нервной системы, а не невоспитанности, как иногда считает учитель. Следует отметить, что с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают все эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно. Деятельность и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей при- родной организации человека. Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент - это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Установлены три основные свойства нервных процессов - сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности: I. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения), подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности со- ответствует сангвинический темперамент. II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения), подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент. III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент. IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки), неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент. Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) - у сангвиника, желтой желчи (холэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово " темперамент" про- исходит от латинского " tempero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент. 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность. 2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям - экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия. 3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из- меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость - ригидность). 4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.
|