![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организм как единая биологическая система.Стр 1 из 52Следующая ⇒
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРС ЛЕКЦИЙ (Лекции 8 – 14)
Красноярск 2009г. Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М. Физическая культура. Курс лекций (Лекции 8 - 14). – Красноярск: СИБУП, 2009. - 281 с.
Материал пособия позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физической культуры, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура». Излагаются основы, анатомии, физиологии, медицины, психологии, гигиены человека, диетологии, биоритмологии. Пособие поможет освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях. Состоит из двух книг: первая книга – лекции 1 -7 (базовая часть для первых курсов), вторая – лекции 8 – 14 (базовая часть для старших курсов). Предназначено для студентов, молодых преподавателей и всех, кто интересуется вопросами физической культуры и здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
ПЛАН 8.1. Организм как единая биологическая система. 8.2. Функциональные системы организма. 8.2.1. Костная система и ее функции. 8.2.2. Мышечная система и ее функции. 8.3. Физиологические системы организма. 8.3.1. Кровь. 8.3.2. Сердечно-сосудистая система. 8.3.3. Дыхательная система. 8.3.4. Система пищеварения и выделения. 8.3.5. Нервная система. 8.3.6. Эндокринная система. 8.4. Гипокинезия и гиподинамия. 8.5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. 8.5.1. Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности. 8.6. Двигательная функция и повышения адаптации организма человека к различным условиям внешней среды. 8.6.1. Характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. 8.6.2. Адаптация к нарушению биологических ритмов. 8.6.3. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. 8.6.4. Работа в замкнутом пространстве. 8.6.5. Адаптация к меняющимся погодным условиям и микроклимату. 8.6.6. Адаптация к вибрации, укачиванию невесомости. 8.6.7. Повышение адаптации организма к воздействию проникающей радиации. Контрольные вопросы.
Организм как единая биологическая система.
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина иплощадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20-25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100-150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. acceleratio — ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. sensus — чувство), двигательных координации и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16-21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22-60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61-74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем — иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов. Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.
|