Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркомания.






Пристрастие к наркотикам - одно из самых опасных и гибельных заболеваний. В основе наркомании лежит формирование патологической, ненормальной функциональной системы. Но есть и коренное отличие ее от прочих, в том числе и иных патологических функциональных систем. Начало приема наркотика может быть связано, прежде всего, с социальными факторами, наиболее значимым из которых являются подражание и репрезентативность в своей референтной (значимой для личности) группе. Не случайно, что наркомании - удел наиболее молодой части населения, это дети-подростки, у которых сильно развито стремление к самоутверждению, выделению себя из общей массы, при далеко недифференцированном подходе к выбору средств для этого.

За приемом наркотика (особенно это касается препаратов опийной группы) следует состояние эйфории - искусственной сильной положительной эмоции. Человек погружается в мир фантазий, грез - то есть то, что воспринимается им как красивое, прекрасное. После нескольких приемов уже формируется и доминирующая потребность - получить положительную эмоцию, и соответствующий акцептор результатов действия. Коварство наркотика заключается в том, что первоначально он " играет" на высших функциях нервной деятельности - красоте, прекрасном. Но это лишь на первых порах.

В организме существует собственная противоболевая (антиноцицептивная) система, представленная структурами гипоталамической области, лимбических структур, среднего, продолговатого и спинного мозга. Во-первых, задача системы - обеспечить устранение определенного рода болевых ощущений, могущих быть вызванными раздражением рецепторов внутренних органов, суставов, мышц; во-вторых, в основе функционирования противоболевой системы лежит выработка гипоталамической областью мозга собственных морфиноподобных веществ, названных эндорфинами и энкефалинами. Обезболивающий эффект эндорфинов чрезвычайно мощный, сильнее искусственных морфиноподобных веществ, но механизм их действия сходен с таковым препаратов морфия.

Вот здесь возникает порочный круг: получая морфиноподобные вещества извне, организм перестает вырабатывать свои собственные, - их выработка тормозится избытком экзогенного (введенного извне морфина). При попытке отказа от введения морфиноподобных веществ, выработка собственных эндорфинов начинается далеко не сразу. И собственная противоболевая система прекращает свое функционирование. Возникает состояние " ломки" - когда малейшее движение, свет, звук, перистальтика желудочно-кишечного тракта, - все воспринимается как боль.

Тогда то и наступает тот коварный момент, когда функциональная система, начав формироваться на высшем, " сверхсознательном" уровне - положительной эмоции, красоте, - низводится, в конце концов, на самый низший, БИОЛОГИЧЕСКИЙ уровень. Доминирующая мотивация здесь становится в один ряд с мотивациями голода или жажды - то, от чего организм отказаться никакими сознательными побуждениями надолго не в силах. Требуется все новая и все большая доза наркотика, но не для получения " прекрасного" - того самого обещанного рая, с чего начиналось формирование функциональной системы, - нет! - для удовлетворения биологической потребности, связанной с блокировкой собственной противоболевой системы.

Коварство наркотических веществ в том, что они очень похожи по строению на регулирующие деятельность центральной нервной системы химические агенты: медиаторы, биологически активные вещества или, как в описанном случае - гормоны.

Так, известный наркотик ЛСД имитирует серотонин: он блокирует чувствительные к серотонину синапсы (структуры, информационно объединяющие нервные клетки), в результате чего действие собственного серотонина прекращается. Но ведь другие структуры мозга действуют по прежнему, и при отсутствии регулирующего эффекта серотонина (в нужном месте и в необходимом количестве) прочие структуры приходят в разлад: возникает ощущение " сна наяву" с нарушением восприятия (предметы приобретают красочность, изменяется ощущение их величины, формы и др.), а так же изменениями в эмоциональной сфере: эйфория, немотивированное ощущение блаженства. Но это не проходит бесследно: выработка собственного серотонина резко сокращается (ведь его " законное" место занято), возникает его избыток, который по механизму обратной связи тормозит его, же собственную секрецию. Вот почему даже однократный прием ЛСД надолго выводит из строя деятельность мозга: иллюзорные и галлюцинаторные расстройства могут отмечаться спустя много дней. Не случайно ЛСД предложено к разработке как химическое оружие массового поражения психотропного действия.

Похож на предыдущий по своему механизму и эффект амфетамина или сходных с ним веществ. Вот только вмешиваются они в обмен других медиаторов центральной нервной системы: катехоламинов (прежде всего норадреналина и дофамина) - симулируя их действие. Катехоламины усиливают процессы возбуждения, повышают работоспособность, обуславливают бодрствование, повышенный фон настроения. Амфетамин, вводимый извне, вызывает сходный, но многократно усиленный эффект.

Отмена приема амфетамина - и повторяется ситуация описанная для серотонина: дефицит собственных катехоламинов вызывает явления подавленности, депрессии, - требуется или новый прием амфетамина или длительный период воздержания для возобновления функционирования собственных систем мозга.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Есть, но из всех прочих пагубных привычек, наркомания отличается, пожалуй, наибольшей " цепкостью", и необходимо приложить самые серьезные усилия, чтобы преодолеть ее.

Первый этап выхода из состояния абстиненции наиболее эффективен в стационарных условиях, с применением либо постепенного уменьшения дозы наркотика, либо приема иных противоболевых и снотворных препаратов, но это уже компетенция врачей-наркологов.

Однако вот этот страшный этап миновал, молодой человек (к сожалению, но практически всегда - это именно молодые юноша или девушка) вновь возвращается в свой мир, в свой коллектив... один прием наркотика, и все сначала? С каждым разом все хуже: возможности противоболевой системы, как, впрочем, и всех иных - не безграничны.

Что же происходит при развившейся физической зависимости от наркотика? Нарушается деятельность практически всех эндокринных желез, что затормаживает рост, подавляет сексуальную функцию, страдают сердечно-сосудистая система, периферическая и центральная нервная система, печень, почки, органы кроветворения. Исход - гибель от передозировки, блокирования дыхательного центра и остановки дыхания, что непременно наступит, поскольку дозы требуются все большие и большие. Возможен и другой конец - самоубийство, что бывает довольно часто; либо тяжелое поражение мозга с полной потерей всех присущих человеку высших функций, полным слабоумием, нарастанием физического истощения. Жалок человек в таком состоянии: он неподвижно лежит, может лишь принимать пищу, если, конечно, ее подносят на ложке, а так же отправлять естественные надобности; - никакие другие виды деятельности недоступны. Смерть здесь наступает или вследствие застойной (гипостатической) пневмонии, либо вследствие массивных пролежней, осложненных генерализованным сепсисом. Кто пожалеет об этом человеке? Лишь санитарка психиатрического стационара, где проходят последние дни (нередко - годы) бывшего наркомана, перекрестившись, вздохнет: " Слава Богу, отмучался...".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал