Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды потребностей.закон возвышения потребностей,благо и эконм.ресурсы
Потребность -необходимость в каких-либо благах для поддержания жизнедеятельности и развития человека, также общества в целом Существуют различные классификации потребностей. Так, американский социолог А.Маслоу предложил следующую структуру человеческих потребностей: -физиологические потребности(в пище, воде, одежде, обуви, жилье и др.); -потребности в безопасности(в защите от преступников и внешних врагов, помощи при болезнях, защите от нищеты); -социальные потребности(в дружбе, общении, любви); -потребности в уважении(в самоуважении и уважении со стороны других людей); -потребности в самореализации(в развитии своих способностей и возможностей и их полном использовании). Микроэкономика рассматривает только материальные потребности-потребности в товарах и услугах, обладающие полезностью для потребителей. Товар -это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. Услуга -действие, приносящее удовлетворение потребностей.Потребитель может покупать услугу непосредственно у продавцов(например, при ремонте обуви в мастерской, при стирке белья в прачечной и т.д.)либо приобретать товар, оказывающий услугу при его использовании(например, стиральная машина).Товар или услуга обладают полезностью, т.е.способностью удовлетворять потребности. Материальные потребности можно разделить на две большие группы: личные и производственные. Личные потребности -потребности людей в предметах потребления, в потребительских товарах и услугах; производственные -потребности предприятий и организаций в средствах производства, в инвестиционных товарах(сырье, материалах, машинах, приборах и т.д Все личные потребности по важности и срочности удовлетворения делятся на первичные (потребности в средствах существования)и вторичные(альтернативные потребности выбора).К первичным относятся потребности в предметах первой необходимости, обеспечивающие существование человека(в пище, одежде, жилье и т.д.), ко вторичным - все остальные потребности выбора, т.е. культурные потребности и потребности в предметах роскоши(в книгах, занятиях спортом, украшениях, туристических поездках и т.д.). Вторичные потребности зависят от социального положения человека, а также от окружающей его общественной и природной среды.Трудно разграничить первичные и вторичные потребности, так как одни и те же жизненные блага для одной группы людей являются предметом первой необходимости, нормальным средством существования, а для другой-предметом роскоши, потребностью выбора. По виду удовлетворения потребности делятся на индивидуальные и коллективные.Первую категорию потребностей человек может удовлетворить самостоятельно, индивидуально либо в семье(например, приобрести и использовать одежду, телевизор, пылесос и т.д.). Коллективные потребности удовлетворяются только в коллективе или обществе(потребности в безопасности, связанные с содержанием вооруженных сил и правоохранительных органов; получение образования в школе, высшем учебном заведении и т.д.). Материальные потребности общества в товарах и услугах безграничны, их невозможно полностью удовлетворить.Сказанное не означает, что общество не в состоянии удовлетворить потребности людей в каких-либо конкретных товарах, например в соли или сахаре.Однако приходится признать, что удовлетворить полностью потребности всех членов общества во всех товарах и услугах, которые они хотели бы иметь, нельзя.Это обусловлено как многообразием текущих потребностей членов общества при наличии ограниченных ресурсов, так и постоянным возникновением новых потребностей в результате непрерывного развития производства. Потребности удовлетворяются с помощью жизненных благ.Однако лишь некоторые из них имеются в обществе в неограниченном количестве(например, воздух).Большинство же благ в обществе ограниченно.Такие блага называют экономическими
|