Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фискальная политика: цели инструменты и виды
Стабилизационная (фискальная)политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. В условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую. Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом (рис. 62). Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис. 62а это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение АD1, приближающем экономику к уровню полной занятости Y*. Напротив, в фазе подъема, и, особенно «бума», во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика выражается (рис. 62б) сдвигом кривой AD вниз, в положение AD1 для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска Y*. Для того, чтобы узнать, в какой фазе среднесрочного цикла находится экономика, правительство использует данные о динамике множества показателей экономической конъюнктуры, которые принято подразделять на проциклические, контрциклические и ациклические, в зависимости от того, как «ведут» себя названные показатели на различных фазах экономического, или делового цикла. Проциклические переменные растут во время оживления и подъема и падают во время кризиса и депрессии: объем промышленного производства, прибыль бизнеса, процентные ставки в краткосрочном периоде, объем денежной массы и др. Контрциклические переменные растут во время кризиса и депрессии, и падают во время оживления и подъема: уровень безработицы, количество банкротств в реальном и финансовом секторе экономики, товарно-материальные запасы.Ациклические переменные можно назвать «безучастными» к фазам цикла: некоторые виды государственных расходов (на поддержку фундаментальных исследований, национальную оборону), экспорт (в некоторых странах, например, США), импорт (в Японии). Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: так, опережающие показатели как бы «бегут впереди» поворотных точек цикла. Например, объем товарно-материальных запасов начинает увеличиваться, а цены на акции и уровень загрузки производственных мощностей снижаться раньше, чем наступит кризис; изменение этих же показателей в обратном направлении начинается раньше, чем наступит фаза подъема. Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач. Это политика государства в области государственных расходов и налогов. Эту политику проводят законодательные органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет. Основные цели фискальной политики: 1. Сглаживание колебаний экономического цикла. 2. Стабилизация темпов экономического роста. 3. Достижение высокого уровня занятости. 4. Снижение темпов инфляции. Основные инструменты: 1. Государственные расходы. 2. Налоги. Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели. Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде. Фискальная политика бывает двух типов:
В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из: -увеличение государственных расходов; -уменьшение налогов; -сочетание роста государственных расходов со снижением налогов. Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства. В условиях инфляции сдерживающая политика. Она называется фискальная рестрикция: -уменьшение государственных расходов; -увеличение налогов; -сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства. Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких–либо шагов со стороны правительства. Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений. В период экономического подъёма налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста. В период экономического спада налоговые поступления сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности, сдерживает экономический спад.
|