Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТерминовСтр 1 из 2Следующая ⇒
В. М. ПИВОЕВ КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
Петрозаводск — 2001
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 14 ноября 2001 года и на заседании научно-методического совета Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы 27 декабря 2001 года.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. М. СЕРГЕЕВ, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ПетрГУ; Д. И. ВОРОНИН, доцент, зав. кафедрой философии и общевузовских дисциплин ПГК
Словарь предназначен для студентов, изучающих курс философии, и содержит краткий перечень терминов, составляющих минимальный тезаурус, необходимый для понимания основных тем курса философии, и дефиниции, определения основных философских понятий. Словарь включает в себя главным образом авторские дефиниции и является дополнительным пособием к учебнику В. М. Пивоева «Философия. Ч. 1. История философии» (Петрозаводск, 1998) и «Философия. Ч. 2. Основы философских знаний» (Петрозаводск, 2002), а также его можно использовать для самостоятельного освоения философских проблем.
© В. М. Пивоев, 2001
Абсолют — абстрактная идея наивысшего начала или субстанции. Абсолютный дух — наивысшее духовное начало или субстанция. Абсолютный максимум и минимум — в философии Николая Кузанского — Бог. Абсурд — идея нелепости и бессмысленности человеческого существования. Агапе — в греческой философии — любовь дружеская и родственная. Агитация — навязывание политических доктрин и ценностей путем внушения и заражения без апелляции к разуму, рассчитана на публику с невысоким уровнем культуры. Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность полного и адекватного познания мира. Агрессивность —склонность к насилию как наиболее эффективному и простому средству решения любых противоречий. Акме — в греческой философии — расцвет, высшая точка расцвета. Аксиома — интуитивно верное предположение, лежащее в основе теоретических построений. Аксиологика — логика ценностной обусловленности, зависимость поведения человека от его системы ценностей (термин В. М. Пивоева). Аксиология — философия (теория) ценности (термин П. Лапи и Э. Гартмана). Акциденция — несущественное, второстепенное свойство. Альтруизм — бескорыстное стремление помочь кому-либо. Амбивалентность — двойственность, взаимодополнительность двух начал, одновременное утверждение и отрицание. Анализ — метод исследования объекта с расчленением его на составные элементы и изучением по частям. Аналитическая философия — философское течение в неопозитивизме, абсолютизирующее аналитические методы и полагающее анализ языковых суждений центральной задачей философии. Анархизм — социально-политическое учение, сторонники которого отрицают необходимость государства, и ставят своей целью его уничтожение. Антиномия — противоречивое утверждение взаимоисключающих и одинаково истинных суждений. Антитезис — второй тезис, противоположный в каком-либо отношении первому. Антропогенез — процесс возникновения человека и человеческого общества. Антропология философская — философская дисциплина, изучающая человека, общая теория человека. Аполлоновское начало — рационально-правильное начало в искусстве, освещенное светом «разума» (термин Ф. Ницше). Апофатизм — предложенный Дионисием Ареопагитом отрицательный (негативный) путь постижения Бога. Апейрон — в греческой философии — бесконечное, беспредельное. Априорное знание — врожденное знание, полученное человеком по наследству от предшествующих поколений. Апория — в греческой философии — сомнение по поводу логически противоречивого суждения; проблематичное суждение. Арианство — еретическое учение пресвитера (священника) Ария, который полагал, что Христос является не единосущным Богу Отцу, а всего лишь подобносущным, то есть творением, подобием Отца, то есть не Богом, а человеком. Архе — в греческой философии — первоначало. Архетип — первообраз, древнее первоначало. Аскетизм — воздержание от излишеств в еде с целью очищения тела и духа от греховных помыслов и подготовки к встрече с Богом. Атман — в древнеиндийской философии — духовная субстанция мира. Атом — неделимая частичка материальной субстанции. Атрибут — свойство. Аффект — сильная эмоция, способная исказить самооценку и восприятие мира и стать мотивом аморальных и преступных действий. Базис — в марксистской философии — производственные отношения, экономическая жизнь общества, определяющая характер надстройки, всех социальных и политических институтов общества. Бессознательное — сфера психики, недоступная для активного (дневного) сознания. Биофилия — влечение к жизни, жизнелюбие (термин Э. Фромма) или, «благоговение перед жизнью» (по выражению А. Швейцера). Благо — категория для обозначения абстрактного средства удовлетворения жизненных потребностей человека. Благородство — в китайской философии — необходимое качество культурного человека (цзюнь цзы), заключающееся в соблюдении ритуалов, норм и обычаев и почтительности по отношению к равным себе и стоящим выше в социальной иерархии. Бог — высший священный абсолют, имеющий антропоморфный облик, объект поклонения и почитания в религиозном культе. Богоискательство — общественное движение в России конца XIX — начала XX вв., вызванное утратой ценностных ориентаций и стремлением найти у Бога ответы на все насущные вопросы жизни. Брахман — в древнеиндийской философии — бог-демиург, творец мира, а также жрец ведического культа, представитель высшей касты брахманов. Бхакти — в индийской философии — почитание и служение господину, учителю. Бытие — категория, обозначающая абстрактную идею сущности мира, присутствия человека в мире и существование самого мира, ответ на вопросы: «Откуда мы знаем, что мир есть? Откуда я знаю, что я есть и мое существование является подлинным?». Ваджраяна — в философии буддизма — третья школа, возникшая на севере Индии, символизируется алмазной колесницей (ваджра – алмазный жезл громовержца Индры). Веданта — в индийской философии — одна из ортодоксальных классических школ, которая стремится максимально точно развивать идеи ведического знания. Веды — в индийской философии — древнее мифологическое знание, возникшее в обрядовой практике и воплощенное в четырех книгах: Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе. Вера — некритическое восприятие каких-то феноменов в качестве достоверных, если на то есть субъективные основания. Верификация —инстинктивный или сознательныймеханизм (процедура) установления достоверности воспринимаемых сообщений. Вечное возвращение — мифологическое время, представление о круговом характере временных изменений (термин Ф. Ницше и М. Элиаде). Вещь-в-себе — в философии Канта — вещь, существующая независимо от воспринимающего субъекта, ее проявлением являются реальные предметы. Вкус — способность квалифицированного суждения о ценности, оценки потенциала ценности на основе сравнения объекта со шкалой общезначимых объективных ценностей. Власть — способность и возможность подчинять других людей своей воле для реализации каких-либо целей. Вождь — глава политической группы, партии, класса, государства, который высоко поднят и отделен от массы дистанцией и ореолом непогрешимости, а благодаря харизме и имиджу «отца» народа пользуется огромной поддержкой и фанатичной преданностью массы. Война — организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, классами по поводу территории, экономического, политического, религиозного и идеологического влияния, достижения славы и престижа, защиты культурных ценностей и интересов. Волюнтаризм — в противоположность фатализму учение о господстве произволе в социальных и политических отношениях. Воля — 1) инстинктивное стремление к отсутствию ограничений в поведении; 2) в философии А. Шопенгауэра — энергетическая субстанция, пронизывающая все сферы бытия, достигающая в человеке уровня сознательной целеустремленности; 3) духовная энергия сознательного подчинение себя и других людей реализации социально значимых целей. Воля к власти — трансформированная воля к жизни, ибо власть позволяет более успешно удовлетворять любые потребности (термин Ф. Ницше). Время —1) непространственный континуум, в котором события происходят в необратимой последовательности и развиваются от прошлого — через настоящее — к будущему; 2) форма упорядоченности энергии; 3) модус (свойство) длительности, присущий «тварному» (сотворенному), конечному миру, обусловленному причинами, ибо не имеющее причины бесконечно и вневременно. Время дискретное —прерывное время события, историческое время. Время континуальное —непрерывное время, или вечность. Время мифологическое — представление о циклично-круговой, повторяющейся закономерности событий. Всеединство — духовно-субстанциональный базис бытия (термин В. С. Соловьева). Вэнь-да (просветление) — в китайской философии — конечная цель духовного развития дзэн-буддиста, достижение высшей мудрости, второе духовное рождение человека. Галлюцинация — форма измененного состояния сознания (порожденного препаратом-галлюционогеном или иной причиной), в котором появляются образы ночного сознания, коллективного бессознательного или трансперсонального опыта. Гений-художник — в философии романтизма — высший уровень таланта и свободы художника. Генезис — порождение, происхождение какого-либо феномена. Герменевтика —учение об интерпретирующем понимании текстов (Ф. Шлейермахер). Гнозис —в греческой философии — истинное познание. Гносеологический фетишизм — абсолютизация теории познания в рационалистической философии. Гносеология — теория познания, учение о познании мира. Грех — сознательное или бессознательное нарушение морально-религиозных запретов и предписаний и чувство вины в связи с этим нарушением. Гуманизм —возникшее в эпоху Возрождения учение о достоинстве и ценности человека, опирающееся на его творческий потенциал и требующее человечного отношения к человеку. Гуманитарное знание — знание о духе, воплощенное в текстах, в отличие от естественнонаучного знания о природе. Дао —в китайской философии — высший Абсолют, священное начало, закон космоса, которому подчиняются и природа и общество и которое символизируется противоречивым единством ян и инь; невыразимое словами и постижимое лишь в результате многолетних духовных поисков и второго духовного рождения. Даосизм —вкитайской философии — учение, подчиненное поискам и воплощению в мире закона Дао. Дар —бескорыстная передача одного лица другому каких-либо ценностей. Дарвинизм —эволюционная гипотеза Ламарка и Ч. С. Дарвина, полагавших, что весь животный мир закономерно развивался от простого одноклеточного белка до человека. Движение — изменение, или перемещение какого-либо объекта в пространстве относительно других объектов. Дедукция — вывод по правилам логики из неких общих посылок или аксиом. Демократия — 1) государство, или политическая система, где власть непосредственно выражает интересы народа; 2) движение, борющееся за интересы и права народа. Деконструктивизм — философское течение второй половины ХХ века, преодолевающее ограниченность структурализма. Деконструкция —метод анализа структуры, возникший как реакция и продолжение методологии структурализма. Деятельность —систематические, сознательно и целесообразно организованные действия по достижению каких-то целей. Декабристы —общественно-политическое движение в России первой четверти XIX века, стремящееся к конституционно-демократическим преобразованиям. Деизм —философское учение, утверждающее существование Бога как абсолютного субстанционального начала. Детерминизм —учение об абсолютном господстве однозначных причинных связей. Диалектика —иррациональная методология осмысления противоречий, взятых в одном отношении, и их разрешения путем выдвижения тезиса, антитезиса и синтеза со снятием (отрицанием отрицания) негативного и сохранением позитивного содержания (Г. В. Ф. Гегель). Диалог — ритуализированная форма общения, решающая задачи идентификации, обмена ценностями и поиска истины. Дионисийское начало —иррационально-стихийное начало в искусстве (термин Ф. Ницше). Догма — теоретическое положение, ставшее объектом слепой и непоколебимой веры. Добро — категория этики, обозначающая абстрактную положительную ценность для удовлетворения потребностей человека и общества. Докса —в греческой философии — мнение, предположение, опирающееся на случайные основания. Долг — внешнее и внутреннее моральноеобязательство по отношению к обществу или другому лицу. Достоверность опыта сознания —субъективная достоверность, опирающаяся на опыт личного сознания и переживания. Дух —категория, обозначающая нематериальную субстанцию, соотносимую с понятием энергии. Духовное делание — вид духовной деятельности, направленный на самовоспитание духа и души, на второе духовное рождение. Духовность —устремленность к высшим духовным ценностям как образцам для самоидентификации. Душа — иррационально-субстанциональная основа сознания индивида. Дхарма —в индийской философии — философско-религиозная доктрина, закон, истина, в философии буддизма — субстанциальная монада, из каких складывается все сущее. Дэ —в китайской философии даосизма — реализация дао в виде космического порядка. Ересь —религиозная идея или идеология, противоречащая общепринятым в данной конфессии религиозным догматам. Жизнь — 1) жизнь животная —форма существования белковых тел, осуществляющих обмен со средой веществом и энергией, детерминированная инстинктивными программами удовлетворения физиологических потребностей существования и размножения; 2) жизнь человеческая —форма реализации сознательной, целесообразной воли, подчиненная разумным программам саморазвития и самосовершенствования, культуротворчества и созидания усложняющейся упорядоченности мира в борьбе с энтропией. Жизни смысл —абстрактная стратегическая перспектива жизни, подчиненная общезначимым, гуманным задачам Жизни цель —конкретный тактический этап жизни, подчиненный стратегической программе, смыслу жизни. Жэнь (человеколюбие) —в китайской философии конфуцианства — важнейшее качество благородного мужа (цзюнь цзы), который обязан проявлять почтительность и уважение по отношению к лицам, равным себе и вышестоящим во возрасту и социальному положению. Закон — систематически повторяющаяся связь, объективное причинно-следственное отношение. Знак — материально-идеальный объект, служащий для выражения и передачи информации. Значение —семантическое отношение обозначаемого и знака. Западники —общественное движение в России середины XIX века, ориентирующееся на западные ценности как средство решения российских проблем, полагавшее насущной необходимостью интеграцию России в мировой общественный прогресс. Игра — вторичная моделирующая система, воплощающая иллюзорную реализацию нереализуемых желаний (Л.С. Выготский). Идеология —система ценностно-теоретических представлений, выражающая интересы большой группы людей. Идентичность —результат уяснениячеловеком или группой представлений о себе, отождествление себя с каким-либо образом, ответы на три вопроса: Кто мы такие? За что нас должны уважать? Как нам сохранить свое лицо? Идентификация — процесс уяснения идентичности. Императив —категорическое моральное требование. Имя — личный знак, воплощение духовно-энергетического потенциала человека или животного. Имяславие — движение в православной церкви в начале ХХ века, участники которого считали Имя Божие воплощением Бога. Индивид —биологическое начало в человеке, унаследованные от родителей неповторимые биологические признаки. Индукция —логическое рассуждение от частного к общему. Инструментализм — в философии Д. Дьюи — представление о том, что ум и интеллект являются инструментами приспособления человека к изменяющимся условиям среды. Инквизиция — репрессивный орган католической церкви, созданный для борьбы с ересями. Интуитивизм — философское учение, абсолютизирующее роль интуиции как способа освоения мира. Интуиция — иррациональное бессознательное знание, не поддающееся рациональному анализу и дискурсивному осознания, возникающее на основе предшествующего опыта и установки. Информация — мера разнообразия космоса, универсальный закон космоса, выражающий степень упорядоченности космоса в противоположность энтропии. Инь — в китайской философии — женское начало мира в бинарной (двойственной) системе первоначал, воплощение земли. Иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого, полагавшего, что церковь должна быть верной опорой государства и обладать собственностью и духовной властью. Ипостась — термин религиозной философии, обозначающий одно из трех воплощений Бога-Троицы. Ирония — эстетическая и нравственная категория для обозначения эмоционально-ценностного отношения, которое, будучи видом комического, характеризуется трехплановой структурой выражения при относительной равноправности этих планов, амбивалентностью и возможностью двунаправленности. Иррационализм — философское направление, характеризующеесянеоднозначной причинной обусловленностью, субъективной достоверностью, интуитивностью и неполной осознаваемостью. Исихазм —возникшая в IV — VI веках в восточном христианстве духовная практика, направленная на получение мистического опыта контакта со Св. Духом на основе безмолвной молитвы и медитации на манипура-чакре. Истина — термин гносеологии, обозначающий соответствие знака и значения, реальной действительности и знания, адекватное выражение в понятии результатов познания окружающего мира, обусловленное критериями достоверности, практики, полезности, удобства, эффективности, убеждения и конвенции. Историзм — методологический принцип изучения фактов в связи с предшествующими и последующими событиями. Историософия — мудрость в постижении истории, изучение истории на основе осмысления опыта человечества. Историцизм — рационалистическое стремление однозначно прогнозировать будущее на основе экстраполяции обнаруженных в прошлом исторических закономерностей. История — 1) события прошлого; 2) рассказ о прошлом; 3) изучение прошлого. Йога — в индийской философии — одна из шести классических ортодоксальных школ, направленная на совершенствование духа и тела путем дыхательных упражнений и медитативной практики. Карма —в индийской философии — закон ответственности человека за его добрые и злые дела, которые воплощаются в накапливающемся кармическом потенциале, который влияет на последующие перерождения человека. Катафатизм — предложенный Дионисием Ареопагитом положительный путь постижения Бога через освоение мира и человека, сотворенных Богом по образу и подобию своему. Категорический императив — важнейший моральный принцип, обладающий всеобщей обязательностью. Категория — философский термин, выражающий важнейшие ценности, которые обладают особенной значимостью для осмысления мираи человека. Качество — сущностное свойство, определяющее онтологические характеристики предмета. Класс — в философии марксизма — важнейшая категория для обозначения больших групп людей, различающихся по их месту в исторически сложившей системе разделения труда и по доле общественного богатства, которое они получают. Классовая борьба — в философии марксизма — закон существования классового общества, воплощение его противоречий и источник его развития. Коан (гунъань) — в философии буддизма — головоломная загадка, предназначенная для выведения человека из колеи обыденного сознания и помощи в достижении просветления, второго духовного рождения. Коллективное бесознательное — унаследованный от предков опыт, хранящийся в глубинах «ночного сознания» и проявляющийся в виде архетипов во время сновидений (К. Г. Юнг). Коммунизм —в философии марксизма — «светлое будущее», форма бесклассового и безгосударственного гармоничного и счастливого общества на основе общественной собственности на средства производства и всеобщего равенства. Компромисс —достижения согласия и единства по спорному вопросу путем взаимных уступок. Концептуальный каркас — теория, построенная на некоторой системе аксиоматических положений, верно описывающая определенный круг явлений, но замкнутая в себе (термин К. Поппера). Конфессия —религиозное учение, получившее институциональное оформление. Конфликт —социальное и политическое противоречие интересов различных групп, классов или государств, получившее выход во враждебных действиях друг к другу. Конфуцианство — в китайской философии — рационалистическое учение Конфуция, опирающееся на обычай, ритуал и разум, воплощенных в благородном муже (цзюнь цзы). Консенсус — единодушное согласие конфликтующих сторон по спорному вопросу. Космос — освоенный, упорядоченный мир, в котором гарантированы безопасность и пропитание человека. Космизм — философское учение в русской философии конца XIX — начала XXвека, направленное на осмысление положения человека в космосе, выявление ответственности человека за биосферу и возможностей человека продлить свое существование до бесконечности, стать автотрофным и освоить межпланетное пространство. Космогония — учение о возникновении, порождении космоса. Критический реализм — философское учение, сторонники которой уделяют главное внимание проблеме достоверности знания на основе методов верификации и фальсификации. Креационизм — учение о сотворении мира Богом-демиургом. Критика — в философии рационализма — метод установления объективной достоверности фактов. Легальность — открытость, допускаемая законом правомочность какого-либо события, действия или организации. Легитимность — официально или публично признанная правомочность существования чего-либо. Ли (ритуал) — в китайской философии — одна из важнейших категорий философии Конфуция, выражение разумной правильности Дао, воплощенное в обычаях и традиционных нормах поведения. Личность — 1) устойчивая система принципов и ценностей, которые лежат в основе характера человека и его волевого потенциала; 2) социальная характеристика человека в отличие от индивидуально-биологической. Либидо —в философии З. Фрейда — импульс сексуального влечения всех мужчин ко всем женщинам и обратно; в философии К. Г. Юнга — импульс психической энергии. Лингвистическая философия — философская школа неопозитивизма, считавшая главной задачей анализ языка. Логика — рефлексия по поводу логоса, правила и законы мышления и рассуждения. Логос — в греческой философии — понятие, слово, учение; в философии рационализма истолковывается сугубо рационалистически, в философии иррационализма полагается как интуитивно-иррациональное и божественное учение. Логический позитивизм —философская школа неопозитивизма, считавшая своей главной задачей логический анализ абстрактных языковых форм. Любовь —эмоционально-ценностное отношение, влечение к объекту, обусловленное потребностями самоотдачи и самореализации, самоутверждения через слияние с объектом. Любомудры —философская группа в 1830—40-е годы, начинавшая «философское пробуждение» России. Майя — в индийской философии — иллюзия, оценка материального мира как иллюзии. Майевтика — созданный Сократом метод иронического вопрошания об истине, помогающий придти от мнимого всезнания к плодотворному незнанию и рождению истины. Мантра — в философии буддизма — молитвенная формула, выражающая важнейшие догматические ценности. Манихейство — религиозно-еретическое учение, созданное иранским учителем Мани с использованием идей зороастризма, гностицизма и христианства, выражающее принцип бинарногомаксимализма, противоречивости добра и зла. Масонство —возникшие в начале XVII века религиозно-социальное учение и движение, направленные на решение задач нравственного саморазвития общества, милосердия и благотворительности, которые должны выполняться тайно, что гарантировало бы бескорыстие благотворителей. Масса — организованное или неорганизованное (случайное) множество людей. Материя — категория для обозначения материальной субстанции, которая, с точки зрения материалистов, является единственной субстанциональной основой мира; «философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В. И. Ленин). Махаяна — в философии буддизма — вторая школа, возникшая на севере Индии, символизируется широким мостом или колесницей, раскрывает возможности достичь нирваны любому человеку. Месть — моральный закон родового общества, требующий компенсации нарушенного равновесия в отношениях с другим, «чужим» родовым сообществом, согласно формуле «око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь». Медитация —в индийской и китайской философии — духовная практика измененных состояний сознания, направленная на поиск истины, откровения, просветления. Метафизика — философское учение об иррациональной основе сверхприродного сущего: о бытии, Боге, первопричине, духовной субстанции мира, смыслах жизни, культуры и истории. Метод — путь, способ, средство достижения поставленной цели. Методология — совокупность методов и рефлексия по поводу способов достижения поставленных целей. Мировоззрение —система представлений о мире, в основе которой лежат научные или рациональные знания. Миропонимание —интерпретация сущности мира на основе имеющейся инфомрации. Мистика — опыт личного контакта человека со священным началом или Богом. Миф — сюжетно оформленное повествование, выражающее ценности мифологического сознания. Мифологическое сознание — система представлений и переживаний человека, подчиненных задаче обнадеживания, позитивного самоутверждения относительно будущего. Многомерность сознания — представление о многослойности и многомерности сознания индивида, вмещающего разные измерения, между которыми не всегда существуют устойчивые связи. Модус — способ существования. Мокши — в индийской философии — просветление и освобождение от заблуждений. Молитва —индивидуально-личное безмолвное, уединенное или публичное обращение к Богу с покаянием или просьбой в традиционной или импровизированной форме. Монада — в философии Г. Лейбница — дискретная субстанциональная единица. Мораль — абстрактные категории, законы и принципы, регулирующие нравственность. Мышление —интеллектуальная деятельность по выявлению смысла феноменов окружающего мира. Мудрость —осмысленный и упорядоченный разносторонний и глубокий опыт успешной деятельности по достижению общего блага. Надстройка — в философии марксизма — общественные и политические отношения, определяемые базисом (производственными отношениями) и оформленные в институты. Народничество —социально-политическое движение в XIX века в России, стремившееся помочь крестьянству решить его проблемы с помощью террора и социалистических идей. Насилие — причинение страданий, принуждение силой к действиям, которые противоречат органическим интересам и безопасности людей. Натурфилософия —философия природы. Нация — народ, осознавший свою идентичность и защищающий себя с помощью государства. Национальный дух — самосознание народа, система его важнейших ценностей и надежд. Некрофилия —в философии Э. Фромма — влечение к смерти, к мертвому, механическому, техническому, разрушениям, убийствам. Небо —в китайской философии —высшее священное начало, объект поклонения. Недеяние (у-вэй) — в китайской философии даосизма и чань-буддизма — учение о спонтанности, непреднамеренности, естественной самопроизвольности в поведении и деятельности человека. Неокантианство — возникшее во второй половине XIX века стремление вернуться «назад к Канту» и использовать важнейшие идеи его философии для понимания мира и человека. Неопозитивизм — группа философских школ ХХ века, развивавшая принципы и методы рационалистического и аналитического подходов к осмыслению мира и человека. Нестяжатели — сторонники Нила Сорского в русской православной церкви, полагавшие, что церковь не должна обладать имуществом и выполнять функцию духовного наставничества по отношению к обществу и государству. Неоплатонизм — философская школа в Римской империи I — III веков, развивавшая идеи Платона о сущности Единого и его эманациях, закладывавшая основы христианской философии. Нигилизм — отрицание устойчивости ценностной картины мира и стремление произвести переоценку ценностей. Нирвана — в философии буддизма — уничтожение страдания и достижение гармонического единства души человека и духовной субстанции (верховного Атмана). Ничто —онтологическая категория, обозначающая абстракцию несуществования и небытия. Номинализм — философское учение средневековья, утверждавшее, что категории, понятия и слова являются всего лишь названиями, именами предметов, но не являются объективной реальностью, лишены субстанциональной основы. Норма —образец, правило, мера поведения и деятельности, предписанная обществом для всех людей. Ноумен — воображаемый, виртуальный объект; постигаемая разумом сущность феномена. Нравственность — нормативная организованность поведения в интересах общего блага. Нус (Ноос) — в греческой философии — интеллект, ум, разум. Обольщение —в философии С. Кьеркегора —соблазны и искушения, ведущие к неподлинному существованию. Обряд —социально обставленный и организованный ритуал, направленный на символическое самоутверждение системы ценностей общества. Общественная собственность —в философии марксизма — отношения по поводу средств производства, когда все общество является их собственником и способно распоряжаться, использовать и владеть ими. Общественное сознание —в философии марксизма — относительно самостоятельное отражение в сознании общества конкретных форм общественного бытия. Общественное бытие —в философии марксизма — материальная жизнь общества, посредством которой оно удовлетворяет свои потребности. Общественный договор — созданное Т. Гоббсом, Д. Локком и Ж. Руссо учение о возникновении государства на основе договора людей друг с другом и делегировании каким-либо лицам своих полномочий по организации, управлению и защите общества в интересах обеспечения общего блага. Общество — множество людей, объединенных интересами общего блага и отношениями, реализующимися в общении. Объект — предмет, на который направлена практическая или духовная деятельность. Обычай —привычный, принятый в определенной группе, способ поведения и деятельности. Оно —в философии фрейдизма —бессознательное, не контролируемое человеком «ночное сознание», содержащее импульсы либидо. Онтология —учение о бытии, абстрактных параметрах существования человека и мира. Опыт —1) проба, эксперимент с целью проверки гипотетического предположения; 2) результаты эксперимента и хранящаяся в памяти человека информация о способах деятельности и поведения, накопленная в течение всей жизни, а в некоторой степени и унаследованная от предков. Орден — религиозно-рыцарское объединение, созданное для решения задач распространения веры и подчиненное главе католической церкви. Орудия труда —в философии марксизма — инструменты, пассивный компонент производительных сил. Освоение — духовная деятельность, включающая в себя познание и осмысление, направлена на создание гарантий безопасности и пропитания. Ответственность —способность самоконтроля в связи с осознанием негативных последствий безнравственного и противоправного поведения. Отчаяние —в философии экзистенциализма — чувство безнадежности, которое человек испытывает перед лицом открывающегося ужаса от Ничто в пограничном состоянии,. Отчуждение — материально-вещное отношение, заключающееся в изъятии из собственности одного лица какой-либо вещи и передаче другому. Оценка — субъективное отношение человека к свойствам предмета, процесс и результат определения ценности. Очуждение — выстраивание психологического отношения недоверия и настороженности к известному источнику опасности. Пайдейя —в греческой философии — учение о разностороннем и гармоничном воспитании человека в духе моральной ответственности перед обществом. Панславизм —идея объединения славянских народов перед лицом угрозы «чужих», неславянских. Пантеизм — учение о тождестве Бога и природы. Парадигма — научная теория, концепция, обладающая самодостаточностью и дающая исчерпывающее описание определенного круга явлений. Патристика —религиозная философия отцов церкви, разрабатывавших основные догматы христианской религии. Переоценка ценностей —термин Ф. Ницше, обозначающий необходимость ревизии устаревшей системы ценностей и ее корректировки в свете новых условий и потребностей. Персонализм — в философии Э. Мунье — учение о необходимости культивирования индивидуальности и самосовершенствования личности. Перспектива —представление о глубине пространства и отражение этой глубины на плоскости картины. Перцепция —чувственное восприятие. Поведение — несистематическое реагирование человека на воздействие окружающей среды. Полезность — непосредственная значимость какого-либо предмета как средства для удовлетворения потребностей. Политика — 1) сфера отношений по поводу государственной власти; 2) деятельность государства по управлению жизнью общества в интересах общего блага. Политические отношения — отношения по поводу государственной власти. Политический миф — феномен обыденного сознания, направленный на обнадеживание в оценке перспектив политики государства. Политический лидер —политический деятель, чей авторитет и популярность основаны на его личных качествах, способностях, энергии, компетентности, способности вести за собой массы. Понятие — выраженный в термине и его определении результат познания, понимания и осмысления предмета. Постмодерн — философское течение последней трети ХХ века, утверждавшее принципы многомерности и радикального плюрализма в осмыслении мира. Поступок —однократный акт в поведении человека, определяемый его системой ценностей. Потребность —состояние организма, переживающего нехватку чего-либо, что необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности. Постструктурализм — философское течение второй половины ХХ века, преодолевавшее рационалистическую ограниченность структурализма. Пограничная ситуация —в философии экзистенциализма — сильное деструктивное переживание, вызванное тяжелой болезнью, смертью близких, утратой смысла жизни, развалом семьи, открывающее человеку ужас перед Ничто. Право — действующая принудительно нормативная система, регулирующая деятельность и поведение людей в интересах общего блага и опирающаяся на принимаемые большинством общества законы, на защите которых стоит репрессивный аппарат государства. Правда — представление о действительном как должном и желаемом, являющееся одной из фундаментальных онтологических ценностей. Прагматизм — философское учение, считавшее истинным то, что приносит реальную пользу обществу. Практика — духовная или материальная целесообразная деятельность, подчиненная задачам удовлетворения потребностей. Прана — в древнеиндийской философии — дыхание как основа духовности и жизненной силы. Предсказание — суждение о будущем, опирающееся на иррациональное, эзотерическое знание и веру. Представление —1) многомерный, иррациональный, целостный образ предмета в сознании субъекта; 2) психический акт извлечения из памяти информации об объекте. Принцип — важная абстрактно-ценностная установка, определяющая пути и способы деятельности и поведения человека и общества. Принцип разделения властей —теоретически осмысленный Ш. Л. Монтескье закон разделения и равновесия трех ветвей власти(законодательной, исполнительной и судебной) как условия устойчивости демократической республики. Природа —физическая среда существования человека. Причастие —религиозный обряд, устанавливающий мистическое единство человека с Богом. Прогноз —вероятностное суждение о будущем на основе изучения закономерностей прошлого и экстраполирования их в будущее. Прогресс —модель исторического процесса, выдвинутая А. Тюрго и теоретически обоснованная Ж. А. Кондорсе, в основе которой идея о том, что все изменения в истории приводят к нарастанию положительного потенциала в общества, согласно формуле «все, что ни делается — к лучшему». Пролетариат —в философии марксизма — угнетенный и эксплуатируемый класс, не имеющий ничего, кроме своей силы и производственного опыта. Пропаганда — целенаправленное навязывание массам искаженных, выгодных кому-либо представлений и ценностей. Пространство — абстрактная идея среды, бесконечной протяженности трехмерного поля, в котором размещаются все предметы материального мира и которое выражает отношения между вещами. Противоречие —столкновение различных векторов активности, противоречащих друг другу в одном отношении. Производительные силы —в философии марксизма — совокупность орудий труда, средств труда и людей с их производственным опытом, приводящих в действие орудия труда в целях производства материальных благ. Производственные отношения —в философии марксизма — объективно складывающиеся в процессе производства материальных благ, товаров отношения людей. Протестантизм —течение в христианстве, включающее несколько церквей, возникло в XVI—XVII вв. в связи с протестом многих людей против посреднической роли церковнослужителей в отношениях человека и Бога. Протяженность —представление о пространственной соотнесенности двух и более объектов. Психика —сфера физиологической активности нервной системы человека. Пустота —в китайской философии даосизма — отсутствие фальши, преднамеренности и ложной надуманности в поведении людей и свободное, спонтанное самовыражение. Разум —единство рационального и иррационального начал в сознании человека. Разум чистый —в философии И. Канта — полученные априори, от рождения основы разумной деятельности и сознания. Разум практический — в философии И. Канта — способность воплощать в своем практическом поведении разумное начало. Раскол церкви —1) схизма — спровоцированное арианской ересью, спорами об исхождении святого духа (filioque) и другими причинами разделение христианской церкви в 1054 г. на католическую (римско-католическую ортодоксальную) и православную (греческую ортодоксальную) церкви; 2) спровоцированное реформами патриарха Никона 1654 — 1667 гг. и решениями церковного собора движение протеста в православной церкви, породившее старообрядчество. Рассудок — рационально-практическое начало в разуме. Реализм —философское и художественное направление, стремившееся трезво и адекватно воспринимать и оценивать состояние мира. Регресс —модель исторического процесса, сопровождающегося нарастанием негативного потенциала, согласно формуле: «все, что ни делается — к худшему»; выдвинута и обоснована Гераклитом и Платоном. Революция — изначально — возвращение к утраченным ценностям гармоничного миропорядка, но на деле всякая революция способна лишь разрушать и не может созидать; в философии марксизма — насильственный способ разрушения основ старого мира, мешающих развиваться прогрессивным тенденциям нового. Религия — по определению А. Ф. Лосева — самоопределение (самоутверждение) личности в вечности. Рефлексия —самоосознание, самонаблюдение (интроспекция) и самооценка (критическая и позитивная), знание о своем знании. Рефлексия эмоциональная — переживание по поводу позитивных или негативных самооценок. Реформация —религиозно-социальное движение, направленное на освобождение от контроля церковной иерархии за совестью людей, от посредничества священников в отношениях человека и Бога. Риторика — ораторское искусство, обучение умению свободно и аргументировано отстаивать свою точку зрения в спорах. Ритуал — последовательность символических действий, наполненных каким-то важным ценностным смыслом, является основой обряда. Риши — в древнеиндийской философии — мудрец, отшельник. Рита — в древнеиндийской философии — упорядоченность освоенного мира. Русская идея —осознанная и сформулированная славянофилами идея русской национальной идентичности и особой роли России в мировой истории (термин Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева). Самомотивация — открытая И. Г. Фихте способность человека к свободе и целенаправленной деятельности. Самообман — склонность человека к самооправданию и самозащите перед лицом угрызений совести. Самоопределение — самооценка, выяснение собственной идентичности и способности к реализации намеченных планов. Самосознание — рефлексия, интроспекция фактов своего сознания. Самоутверждение —опредмечивание, воплощение своих идеальных планов и замыслов и связанная с этим самооценка на основе установления результативности деятельности. Сансара — в древнеиндийской философии — закон, определяющий регулярное возвращение человека в новый круг жизни после его смерти. Сверхчеловек — в философии Ф. Ницше — человек, готовый быть свободным и вполне отвечать за свою свободу. Свобода — способность действовать или бездействовать без принуждения по своему произволу. Свобода воли — способность и возможность человека свободно реализовать свою волю и действовать в соответствии со своими жизненными смыслом и целями. Святость — особый статус религиозного деятеля, достигшего «второго духовного рождения», который отрешается от личных потребностей, полностью подчиняет себя служению Богу и людям. Семиотика —наука о знаках и знаковых системах. Сентиментализм —художественное течение конца XVIII века, открывшее индивидуальную неповторимость каждого человека. Сенсуализм —философское учение, абсолютизирующее роль чувственного познания. Синтез —интегрирование элементарных фактов в целостное, системное знание, где происходит прирост информации за счет взаимовлияния. Символ —знак, обладающий большой емкостью и многозначностью, «конденсатор и аккумулятор» (Ю. М. Лотман) ценностных смыслов. Символ веры —краткое выражение основных догматов веры. Символизм —течение в культуре второй половины XIX — начала ХХ века, абсолютизировавшее роль символа как идеального художественного средства выражения важнейших ценностей куль туры. Славянофилы —течение в русской философии середины XIX века, сторонники которого сформулировали доктрину о русской национальной идентичности и особой роли России в мировой истории. Слово —знак, состоящий из букв, служащий для выражения понятий, обозначающих класс предметов или признаков. Смерть —категория, обозначающая конец материально-телесного, биологического существования человека в его теле. Смех — эмоционально-ценностная реакция на нелепость воспринимаемой ситуации; эффективный механизм культуротворчества, выражающий в яркой эмоциональной форме критику устаревших и утверждение позитивных ценностей. Смысл —осознание связи каких-то объектов (предметов) с потребностями человека. Смысл истории — абстрактная перспектива исторического процесса, связанная с важнейшими ценностными ожиданиями человеческого общества или его больших групп. Снятие —отрицание негативных качеств и сохранение позитивных в диалектическом противоречии. Соблазн — в философии Ж. Бодрияра — искушение, провоцирующее человека удовлетворять некоторые свои потребности в избыточной форме. Соборность —важнейшая характеристика православной церкви: добровольное объединение в любви к Богу православных верующих. Собственность — отношения людей по поводу присвоения/отчуждения объектов, имеющие три степени (вида): использование, распоряжение и владение. Совесть —моральное «я» человека, осуществляющее контроль и критическую оценку любых поступков человека путем сравнения со шкалой моральных принципов и законов. Сознание — коммуникативно-рефлексивное поле возбуждения коры головного мозга, связанное с памятью и порождающее не поддающийся рациональному объяснению и описанию феномен знания, включая знание о своем знании. Сознание «дневное» и «ночное» — разделение сознания на две сферы: обычную, или «дневную», доступную интроспекции, самонаблюдению и контролю, и «ночную», доступную лишь в небольшой степени или недоступную вовсе, которую называют также бессознательным и подсознательным. Сознания измененные состояния —в отличие от обычного, «дневного» сознания, измененные формы сознания (сон, миф, галлюцинация, медитация, мистика) трудно поддаются рефлексии и открывают выходы в иные измерения сознания. Сон —измененное состояние сознания, сопровождающееся сновидениями, во время которых происходит диалог «дневного» и «ночного» сознания и возможно получение прогностической информации. София — 1) Премудрость Божия; 2) мудрость; 3) душа мира. Софиология —школа в религиозной философии начала ХХ века, сторонники которой стремились осмыслить роль Софии в православной религии и культуре. Софистика — школа учителей философии и риторики в Древней Греции, обратившая внимание на проблемы человека. Социализм — учение о гармонично организованном обществе, лишенном противоречий. Способность суждения —в философии И. Канта —качество субъекта, обладающего ценностным опытом и навыками оценки, выявления потенциала ценности на основе сравнения объекта со шкалой объективных ценностей и вынесения суждений о ценностях. Среда — окружение. Субъект — человек или группа, обладающие разумом, сознанием и способностью совершать поступки, действовать целесообразно и отвечать за свои действия. Субъективная реальность —факты сознания человека, доступные его интроспекции, самонаблюдению для его «Я». Суфизм —религиозно-мистическая философия, оформившаяся в традициях ислама, выраженная в символико-поэтической форме и раскрывающая путь к Богу. Счастье —переживание наслаждения и удовольствия, вызванного реализацией смысла жизни, полнотой и гармонией отношений человека с миром и самим собой. Страдание —негативные переживания, вызванные телесной болью или духовной неудовлетворенностью человека своими отношениями с миром, способ очищения потенциала греховности. Стратегия —перспективное, долгосрочное планирование жизни и деятельности, подчиненное общезначимым ценностям. Страх — по определению З. Фрейд — реакция на нашу неготовность к опасности, ибо если человек к опасности готов, то страх будет минимальным или совсем отсутствовать. Старчество —движение в русской православной церкви, реализовавшее функцию духовного наставничества в делах совести. Старообрядчество —движение противников обновления обрядовой жизни в православии и сторонников древнего благочестия Структурализм — научная школа в лингвистике, литературоведении, искусствознании, философии, абсолютизировавшая формальные методы выявления структуры в иррациональных феноменах. Существование —онтологическая характеристика индивидуального бытия человека в мире. Существование подлинное и неподлинное —существование в соответствии с сущностью человека или вопреки ей. Сущность —онтологическая характеристика важнейшего качества какой-либо вещи, предмета. Субстанция —категория, обозначающая всеобщую форму и материал мира или его части. Сциентизм — абсолютизация роли науки в обществе и культуре. Субъект — лицо или группа, обладающие сознанием, разумом и способностью целесообразно действовать. Схоластика — средневековое философское учение, опирающееся на комментирование Священного писания, из которого можно извлечь ответы на любые вопросы (если же на какие-либо вопросы там нет ответа, то такие вопросы — недопустимы). Табу — запрет, ограничение поведения в рамках тотемистического мифологического сознания Таинства — религиозные обряды, реализующие мистическое соединение с высшим священным началом, Богом. Тактика — короткосрочное планирование иоперативное управление деятельностью. Танатос — в греческой философии — имя бога смерти, смерть. Танатология — учение о смерти, философия смерти. Тантра —в индийской философии — ваджраяна, течение в тибетском буддизме. Тапас — в индийской философии — энергия порождения мира путем соединения пассивного и активного начал. Тезис —выдвинутое теоретическое положение. Телеология — раздел философии, излагающийучение о смысле и целях человеческой деятельности, истории и культуры. Теория — множество общих дедуктивно организованных идеализированных предложений (Ю. А. Петро
|