Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Н.А.Бенуа, А.И.Штакеншнейдера, А.П. Брюллова.






Арх. Н.Л.Бенуа

· Петергофский вокзал (1856-1858)

· Капелла (1880-е года)

Арх. А.И.Штакеншнейдер

Работал в стилизаторской манере.

· Мариинский дворец в Петербурге (1839-1844); применены несгораемые конструкции перекрытий и покрытий, а также ценные отделочные материалы.

· Николаевский дворец (1853-1861); здание выдержано в ложноренессансном стиле. Фасад -поэтажное расположение ордеров.

· Ново-Михайловский дворец на дворцовой набережной Невы (1857-1861); Многодельные барочные формы и включения в трехчастную усложненную композицию фасада кариатид и иных скульптурных элементов, в частности в тимпанах и на других частях фасада.

Арх. А.П. Брюллов

Его петербургские постройки являются характерным примером угасания классицизма.

· Здание штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-1843); зданию присуща сухая общая композиция, невыразительная пластика, скульптурные элементы в простенках измельчены – это доказывает что классицизм угасает.

  • Лютеранская церковь св. Петра (1832-1838) арх. А.П.Брюллов; в ее архитектуре зодчий продемонстрировал полный разрыв с каноническими формами классицизма, создав композицию фасада как перифраз романской архитектуры.

66. Строительные материалы и конструкции в русской архит-ре второй половины XIX – начала XX в.

Технические достижения в строительстве и в архитектуре в это время стали возможны благодаря росту металлургической промышленности. Во второй половине века появилась прокатная сталь и возможность создания стальных строительных конструкций.

Чугун стал широко применяться для изготовления решетчатых оград, ворот.

Широкое распространение в конце XIX века приобрели системы верхнего освещения (фонари), пример – Зимний дворец после пожара 1837 года, там был создан зимний сад, покрытый металлическими ребрами, несущими остекление.

В дальнейшем этот очень удобный способ освещения широко используется в выставочных помещениях, операционных, банковских залах и в других общественных зданиях. Особое распространение приобрели верхние фонари для освещения заводских цехов. Для устройства структурных основ системы верхнего света, переплетов витражей и рам огромных витрин торговых помещений использовали железо и прокатную сталь.

Гальванопластика – новый новаторский способ для изготовления бронзовых скульптур.

Появляются металлические мосты.

Также после пожара в Зимнем дворце впервые были использованы новые оригинальные конструкции. Помещения шириной до 14м. перекрывались, эллиптическими балками, составленными из вертикально собранных листов кровельного железа, для перекрытия широких залов (до 21м) залов были использованы металлические шпренгели или плоские фермы.

Важным этапом в истории отечественной строительной техники явилось применение в конце XIX в. Несущих конструкций из нового материала – железобетона, первое практическое использование – на Нижегородской ярмарке был построен ж/б мост пролетом 45м, в Николаеве в 1904 году был сооружен первый в мире ж/б маяк.

 

 

67. Особенности «русского стиля» последней трети XIX в.

Псевдорусский стиль

Национальный стиль, поиски которого начались еще в 1830-х годах и завершились официальным утверждением русско-византийского стиля, в 1870-х годах приобрел иной характер – псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной демократической идеологией.

Утверждению этого стиля способствовало также и то, что по мере развития капитализма международные связи России все больше расширялись, вследствие чего она чаще участвовала в международных торгово-промышленных выставках, на которых все страны, в целях рекламы, стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Подобная тенденция была свойственна и России, для чего был очень удобен псевдорусский стиль.

Примеры:

· Русский павильон на Всемирной выставке в Париже (1878) арх. И.П.Ропет.

  • Особняк Пороховщикова (1872) арх. А.Л.Гун.
  • Исторический музей в Москве (1875-1881) арх. В.О.Шервуд и инж. А.А.Семенов.
  • Доходный дом на Театральной (пл. Островского) площади в Петербурге(1878-1879) арх. Н.П.Басин.

Модерн

Представители:

Ф.О.Шехтель, Л.Н.Кекушев, Ф.И.Лидваль, А.И. фон Гоген и др.

Железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, изразцовый кирпич и новые строительные конструкции, широко входившие в архитектурную практику, были одной из важных материальныхпредпосылок для формирования на рубеже XIX – XX вв. рационалистической архитектуры. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства. Модерн рассматривался как начало русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики.

Сторонники модерна призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. Здания этого стиля не надо было вписывать в привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп; в следствие этого свободными и живописными стали объемно-пространственные структуры зданий.

В стремлении к внешней неповторимости, архитекторы прибегали иногда к чрезмерному использованию декоративных средств оформления фасадов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике, скульптурному убранству. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей.

На протяжении своего короткого существования модерн несколько изменился. Начался модерн с полного отказа от каких бы то ни было традиций; позднее он использовал формальные элементы исторической архитектуры, сильно их изменяя и сочетая с новаторскими приемами; это так называемый стилизаторский модерн.

Так же появляется промежуточный нюанс стилизаторского модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру (обычно ее называют национально-романтической).

Примеры:

· Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге (1904-1906) арх. А.И.Гоген; свободная асимметричная композиция плана и объемов здания, различные по форме, размерам, пропорциям и ритму расположения окна, разная по фактуре обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз, архитектор полностью отказался от становившихся традиций.

  • Особняк С.П.Рябушинского в Москве (1900-1902) арх. Ф.О.Шехтель; здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами.
  • Ярославский вокзал в Москве (1902) арх. Ф.О.Шехтель; построен в национально-романтическом направление модерна; крутые крыши и башни, многоцветная облицовка, придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного народного зодчества.
  • ЦУМ (1906-1908) арх. Р.И.Клейн; архитектор продемонстрировал свое понимание модерна.

68.Ретроспективные направления в русской архит-ре ХХв.

Обращение к эпохе классицизма. Создание городских ансамблей. Идеализирование ушедшей дворянско- усадебной архите-ры.

Преобразование части Петербурга-Л.Н.Бенуа

«Новый Петербург»-ансамбль арх.Фомина

Направления: 1)Неорусский стиль (Покровский и Щусев). Вдохновляла средневековая архит-ра Пскова, Новгорода, Москвы ХVI-XVIIвв, выражение национальной выразительности и художественности.

Покровский: Госуд-ый банк в Новгороде, Федоровский собор в Царском селе.

Щусев: Казанский собор

Щуко: русские павильоны

2)Неоклассицисты. Интерес к А.Палладио

Жолтовский особняк Тарасова (палаццо Тьене в Винченце)

Щуко: доходный дом Маркова в Петербурге

Фомин: Дворец Половцева на Каменном острове Петербурга

Белогруд: доходный дом Розенщбейна в Петербурге

 

.

69 Модерн. Периодизация. Особенности. К XIX-XX

Многообразие форм, наследие средневековья. Нет мелочной отделки фасадов. Чистые поверхности стен, крупные членения объемов, укрупнение деталей, асимметричность композиции, узоры решеток и окон. Периоды: ранний модерн 1895-1905; поздний модерн к.1900-1910. включает романтическое и рационалистическое течение.

70 Московский модерн. Творчество Ф.О. Шехтеля и Л.Н.Кекушева

Железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, изразцовый кирпич и новые строительные конструкции, широко входившие в архитектурную практику, были одной из важных материальныхпредпосылок для формирования на рубеже XIX – XX вв. рационалистической архитектуры. Интерес к модерну объяснялся его рационалистичностью и духом новаторства. Модерн рассматривался как начало русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики.

Сторонники модерна призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. Здания этого стиля не надо было вписывать в привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп; в следствие этого свободными и живописными стали объемно-пространственные структуры зданий.

В стремлении к внешней неповторимости, архитекторы прибегали иногда к чрезмерному использованию декоративных средств оформления фасадов: декоративной и орнаментальной облицовке, керамической мозаике, скульптурному убранству. Стала распространенной произвольная деформация привычных очертаний, манерность и чрезмерная вычурность деталей.

На протяжении своего короткого существования модерн несколько изменился. Начался модерн с полного отказа от каких бы то ни было традиций; позднее он использовал формальные элементы исторической архитектуры, сильно их изменяя и сочетая с новаторскими приемами; это так называемый стилизаторский модерн.

Так же появляется промежуточный нюанс стилизаторского модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру (обычно ее называют национально-романтической).

В модерне проявились региональные особенности.

Примеры:

  • Особняк С.П.Рябушинского в Москве (1900-1902) арх. Ф.О.Шехтель; здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами.
  • Ярославский вокзал в Москве (1902) арх. Ф.О.Шехтель; построен в национально-романтическом направление модерна; крутые крыши и башни, многоцветная облицовка, придают ему черты уникальности и слегка ощутимого влияния северного народного зодчества.
  • ЦУМ (1906-1908) арх. Р.И.Клейн; архитектор продемонстрировал свое понимание модерна.

71. Петербургский модерн. Творчество Ф.И.Лидваля и А.И.фон Гогена.

Архитектура формировалась под сильным влиянием некоторых традиций петербургского зодчества XIX в. Монументализм, композиционная уравновешенность, использование ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий. Воздействие на Петербургский модерн оказала близость столицы к Скандинавским странам, прежде всего к Финляндии. Общность климатических и ландшафтных условий строительства в городах Финляндии, Швеции и Петербурге обусловливала некоторое сходство и специфичность художественных черт модерна, получившего название северного модерна. Специфика заключалась в отделке фасадов природным камнем (гранит, мрамор), в избытке залегающем в Скандинавском полуострове. В интерьерах использовалось много древесины и металла помимо камня. В Петербурге сложилось два направления: новаторское (полный разрыв со всеми художественными традициями) и стилизаторское (новые черты и некоторые традиционные элементы

Примеры:

· Особняк М.Ф. Кшесинской в Петербурге (1904-1906) арх. А.И.Гоген; свободная асимметричная композиция плана и объемов здания, различные по форме, размерам, пропорциям и ритму расположения окна, разная по фактуре обработка фасадов, оригинальный по рисунку фриз, архитектор полностью отказался от становившихся традиций.

· Здание музея Суворова, А.И.Гоген (1901-1904). Ассимметричная композиция здания, облик средневековой крепости.

· Дом на Кировском проспекте, Ф.И.Лидваль. С небольшим курдонером. Эркеры, окна различных форм и размеров, разнообразная облицовка фасадов.

· Дом графа М.П.Толстого (1910-1912). Монументальная обработка фасада придает комплексу импозантный вид

· Азовско – Донской банк, Ф.И.Лидваль.

72. особенности «северного модерна» в архитектуре Петербурга.

Архитектура формировалась под сильным влиянием некоторых традиций петербургского зодчества XIX в. Монументализм, композиционная уравновешенность, использование ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий. Воздействие на Петербургский модерн оказала близость столицы к Скандинавским странам, прежде всего к Финляндии. Общность климатических и ландшафтных условий строительства в городах Финляндии, Швеции и Петербурге обусловливала некоторое сходство и специфичность художественных черт модерна, получившего название северного модерна. Специфика заключалась в отделке фасадов природным камнем (гранит, мрамор), в избытке залегающем в Скандинавском полуострове. В интерьерах использовалось много древесины и металла помимо камня.

В Петербурге сложилось два напрвления: новаторское (полный разрыв со всеми худож-ми традициями) и стилизаторское (новые черты и некоторые традиционные элементы) Бубырь и Васильев представители неорусского стиля. Построили доходный дом Дидерихса. Бубырь-доходный дом Визлер. Васильев, скандинавский или финский модерн. –Особняк Савицкого г.Пушкин, в царском селе, богатая кладка, керамические вставки - едиснство пластического и декоративного решения фасада. –универмаг Гвардейского экономического общества с элементами классического зодчества. –северная мечеть – образы Востока-изразцы, стройные минареты, майоликовые порталы.

74.Неорусский стиль н XX. Творчество А.В.Щусева и В.А.Покровского Обращение к эпохе классицизма. Создание городских ансамблей. Идеализирование ушедшей дворянско-усадебнойархитектуры. Неорусский стиль (Покровский и Щусев). Вдохновляла средневековая архит-ра Пскова, Новгорода, Москвы ХVI-XVIIвв, выражение национальной выразительности и художественности.

Покровский: Госуд-ый банк в Новгороде, Федоровский собор в Царском селе.

Щусев: Казанский собор

Щуко: русские павильоны

75.Неоклассическое направление н.XXв в творчестве И.В.Жолтовского, В.А.Щуко и И.А.Фомина Обращение к эпохе классицизма. Создание городских ансамблей. Идеализирование ушедшей дворянско-усадебнойархитектуры. Неоклассицисты. Интерес к А.Палладио

Жолтовский особняк Тарасова (палаццо Тьене в Винченце)

Щуко: доходный дом Маркова в Петербурге

Фомин: Дворец Половцева на Каменном острове Петербурга

Белогруд: доходный дом Розенщбейна в Петербурге

 

.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал