Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Барокко
Керамика эпохи барокко и рококо Во французской керамике, достигшей полного расцвета в XVIII в., уже в XVII в. создаются выдающиеся произведения. Продолжается изготовление глазурованных изделий в средневековом духе, таких, как глиняная статуэтка флейтиста из района Бове (Музей керамики в Севре) и нормандская керамика из Кальвадоса. Наряду с этим производится фаянс с обжигом при высоких температурах; в этом случае изделия расписываются окислами металлов поверх сырой эмали, которая поглощает краску до обжига, что исключает возможность поправок. В то же время производится фаянс с обжигом при низких температурах, с росписью по предварительно обожженной глазури; эта технология позволяет получать более тонкий рисунок и вносить поправки, а также применять большее число тонов. Третий обжиг, закрепляющий роспись, осуществляется при еще более слабом огне в особой муфельной или отражательной печи.
Технология первого типа применяется на мануфактурах Невера, Руана, Мустье. Керамическое производство Невера вначале следовало итальянской традиции, занесенной семейством мастеров Конрад, переселившихся в Невер в конце XVI в. Не отказываясь от итальянской манеры, неверские керамисты в большей или меньшей степени подражают Востоку и создают изделия в «персидском вкусе». Во второй половине XVII в. складывается самостоятельный неверский стиль. К этому периоду относятся такие статуэтки, как Мадонна с яблоком, датированная I636 г. Верность ренессансному духу керамика Невера сохраняет до начала XVII в.
Руанские керамисты проявляют больше самобытности. После периода подражания итальянской и неверской продукции и копирования вслед за Дельфтом китайских изделий, вызывавших всеобщее восхищение, руанцы начинают изготовлять большие блюда с гербами, сюжетной композицией в центре и широким бордюром по внутреннему краю. Сохранились фаянсовые изделия, подписанные Эдмом Потером (1647г.) и Брюманом (1699 г.). Но настоящий расцвет руанского фаянса приходится на XVlll.
В Мустье с 1710 г. начинают производить фаянсовые изделия с декором по моделям Берена и других художников-декораторов, разрабатывавших стиль Людовика XIV. Этот вид узора на белом фоне, размещенного свободно, с большими незаполненными участками, сохранял популярность много лет спустя после смерти короля в 1715 г. в силу отдаленности Версаля и обычного отставания провинции от смены мод при дворе.
Технология второго типа получила значительное развитие во Франции только в XVIII в., между тем как в Нюрнберге и Аугсбурге ее широко применяют с 1650 г. при изготовлении белого фаянса. Германия освоила производство больших фаянсовых печей, таких, например, как печь работы Андреаса Лейбольда, покрытая черной глазурью и датированная 1662 г. (Гамбург, Музей). Печам этого типа была суждена долгая популярность. В Англии керамисты Стаффордшира, и в частности Томас Тофт, изготовляют поливную керамику в сочном народном стиле. Там же производят и тонкий фаянс, так называемую «трубочную глину».
Однако гораздо большую славу завоевывает фаянсовая продукция Дельфта.
Дельфтские изделия обжигались при высоких температурах и вначале расписывались гризайлью синим кобальтом, отличаясь перегруженным декором. Нидерландские керамисты, находясь под итальянским влиянием, копировали произведения живописи или имитировали картину вместо того, чтобы создавать декор, присущий керамике. Другие нидерландские мануфактуры копировали китайский и японский фарфор. Фаянсовые изразцы еще в большей степени, чем посуда, подражают живописи. Крупные мастера Абрагам де Ког и Фредерик ван Фритом создают изразцы в синих тонах и копируют в них живопись своих современников, изображая различные сцены, морские пейзажи и жанровые картинки, столь типичные для голландского искусства, начало XVII в. Они копируют и религиозные сюжеты и в особенности портреты с гравюр; блюда с портретными изображениями снискали большой успех. В дальнейшем усиливается влияние искусства стран Азии. Могущественная Ост-индская голландская компания ввозит изделия из Китая Минского периода и из Японии. В XVII в. голландские купцы были единственными европейцами, получившими право вести торговлю с империей Восходящего Солнца. В Европе развивается вкус к экзотике, и импорт не покрывает спроса. Это и побудило голландцев имитировать в фаянсе китайский и японский фарфор.
Появляются изделия в синих тонах с узором из цветов и птиц, подражающие китайским. Такой орнамент украшает не только вазы и тарелки, но и специфически голландское изделие—вазы для тюльпанов. Другой, смешанный вид технологии применяет наряду " с синим цветом, достигаемым сильным обжигом, марганцевый фиолетовый цвет, зеленый и красный, получаемые в муфельной печи. Судя по всему, первые имитации азиатских изделий по методу слабого обжига были осуществлены на фабрике Хоппенстейна в 1660—1690 гг. Полихромный фаянс сильного обжига, объединяющий на белом фоне красный, синий, зеленый, желтый и черный тона, применяется при имитации пятицветных «у-цай» эпохи императора Вань-ли. Изготовляются также рифленые вазы с «кашмирским» орнаментом, в котором ощущается подражание узорам индийских тканей. Керамисты копируют в фаянсе даже китайские лаковые изделия, а в самом начале XVIII в. имитируют сцены с фигурами, украшающие японские ткани какэмоно. Все эти подражания превосходны по качеству. Благодаря хорошему знакомству с произведениями искусства Азии дельфтские мастера глубже, чем мастера других европейских стран, освоили современное им декоративное искусство Китая и Японии и сыграли решающую роль в усилении экзотической струи в искусстве Европы. Рококо Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства. В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора. И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Рококо в европейском искусстве является одним из наиболее распространенных стилей. В этом стиле уникальным образом соединились пресыщенность, гедонизм, тяготение к экзотике, фривольность и пренебрежительное отношение ко всему разумному, естественному. Эпоха рококо требовала новых находок. Их открытие приводило к появлению оригинальных художественных эффектов, в которых соединились лепка, живопись, мелкая пластика. Эпоха рококо стала временем расцвета художественной керамики.
В восемнадцатом столетии особой популярностью стала пользоваться фаянсовая посуда, которая была гигиеничной, удобной в использовании и дешевой, поэтому такой антиквариат очень скоро завоевал всемирную известность. В это время начали открываться старинные керамические центры, такие как Невер и Руан. В ходе формирования стиля рококо в середине восемнадцатого столетия руанские мастера, работавшие с фаянсом, стали часто использовать изображения цветов, рога изобилия, птиц, а также насекомых.
Подобными орнаментами украшалась старинная посуда. Практически все руанские изделия того времени изготавливались из пористой массы розовато-кремового или красноватого оттенка. Ранние изделия, как правило, были анонимными, однако в восемнадцатом столетии почти на всех образцах появились маркировки. Старинные фаянсовые изделия с изображениями бабочек, птиц и рога изобилия можно встретить во многих музеях Европы. В Руане изготавливались самые разнообразные фаянсовые изделия, в числе которых были целые фонтанные композиции.
В середине восемнадцатого столетия Марсель также превратился в крупный керамический центр. На территории этого портового города работало десять мастерских. Настоящая слава к марсельским мастерам пришла после открытия здесь техники муфельного обжига изделий. Художники создавали изображения на белой глине, закрепленной обжигом. Благодаря этому палитра росписей стала более разнообразной.
Особой популярностью среди коллекционеров пользовались фаянсовые изделия, выполненные на мануфактуре, открытой Пьереттой Клаудело. Старинные предметы, созданные этим предприятием, отличались разнообразными формами и оригинальными росписями, характерными для эпохи рококо. Талантливые художники с невероятной изящностью изображали цветочные букеты, насекомых и птиц. На фабрике производилось большое количество тарелок, расписывавшихся китайскими сюжетами.
В восточной части Франции центром керамики был Страсбург. Слава к этому району пришла благодаря деятельности трех поколений семьи Ганнонгов, работавших здесь в период с 1709-го по 1780-й год. Характерными чертами фаянсовых изделий Ганнонгов стало использование тонких рисунков, нежных цветов росписи, а также живописной манеры исполнения. Стиль, созданный этими мастерами, получил название «страсбургские цветы». Со временем такая техника стала использоваться керамическими мануфактурами всех городов Франции. Страсбургский фаянс входит в экспозиции музеев мирового уровня и высоко ценится на современном антикварном рынке.
|