![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I,II,III-путь перемещения груза
При спаренной работе (рис. 87) одна стрела устанавливается в положение «за бортом», а вторая - в положение «над люком». Стрелы раскрепляются оттяжками и топриком. При выгрузке груза из трюма спаренная работа стрел осуществляется так. Свободные концы шкентелей обеих стрел соединяются при помощи треугольного звена, к которому подвешивается грузовой гак. Гак опускается в трюм, и груз застропливается. При этом шкентель стрелы «над люком» натянут, а шкентель стрелы «за бортом» ослаблен. Груз поднимается шкентелем стрелы «над люком» до высоты, достаточной для переноса его над комингсом люка и фальшбортом судна. В этом положении шкентель стрелы «за бортом» выбирается, а шкентель стрелы «над люком» потравливается. Это производится одновременно и тем самым осуществляется горизонтальное перемещение гака с грузом под нок стрелы «за бортом». Затем оба шкентеля вытравливаются и груз вертикально опускается на причал (шкентель стрелы «над люком» вытравливается быстрее с тем, чтобы груз опускался на натянутом шкентеле стрелы «за бортом»).
У механизированных стрел с двойными топенантами поворот стрелы из положения «над люком» в положение «за бортом» (или обратно) осуществляется при помощи двойного топенанта. Каждый топенант проведен на отдельную лебедку, что позволяет, выбирая один топенант и потравливая второй, поворачивать стрелу в необходимую сторону. При этом нарушается фиксированное положение длины топенанта, т. е. стрела работает с переменным вылетом. Рабочий цикл такой стрелы по теоретическим подсчетам может быть даже меньше рабочего цикла при спаренной работе. Однако для ее работы необходимы три лебедки (одна для шкентеля и две для топенантов). Работа тяжеловесной стрелы предусматривает подъем груза из трюма судна при помощи грузовых талей, ходовой конец которых закреплен на барабане одной из лебедок, расположенных у данного трюма. Для этого стрелу устанавливают над люком. Ходовой конец топенант-талей закрепляют на барабане второй грузовой лебедки. После подъема груза на высоту, достаточную для его переноса над комингсом люка и фальшбортом, лопари талей оттяжек, навитые на швартовные барабаны грузовых лебедок смежного люка, выбирают или потравливают, и стрела поворачивается за борт судна. Одновременно вылет стрелы может изменяться топенант-талями так, чтобы после поворота груз мог быть сразу опущен на причал при помощи грузовых талей. Перед спуском груза оттяжки стрелы вновь закрепляются. Тяжеловесные стрелы, оснащенные двойными топенант-талями, работают аналогично таким же легким стрелам. Недостатки схемы одиночной работы грузовой стрелы подсказывают необходимость установки не менее двух стрел над каждым грузовым люком судна для судов дедвейтом до 5000 - 7500 т. Одна обыкновенная стрела над люком встречается только на судах малой грузоподъемности и судах вспомогательного флота. Применение стрел с двойными топенантами позволяет для судов небольшой ширины (при сохранении той же производительности погрузочно-разгрузочных работ) устанавливать по одной грузовой стреле над каждым люком. На крупнотоннажных судах часто предусматривают четыре легкие стрелы, размещаемые либо с одной стороны, либо по обе стороны поперечных комингсов люков. На обычных сухогрузных судах дедвейтом до 5000 т устанавливают одну тяжеловесную стрелу, на больших судах - две-три.
Легкие и тяжеловесные грузовые стрелы Легкие грузовые стрелы с оттяжками (обыкновенные) по конструкции и типу оснастки можно подразделить на несколько основных типов. Стрела без грузовых и топенантных талей, приведенная на рис. 86 а, применяется в тех случаях, когда тяговое усилие грузовой лебедки соответствует грузоподъемности стрелы (до 5 т). Топенант стрелы состоит из одного стального троса, свободный конец которого оканчивается треугольным звеном с топенантной цепью и ходовым тросом. При необходимости изменить вылет стрелы без груза ходовой трос проводят через канифас-блок на швартовный барабан грузовой лебедки и, выбирая ходовой трос, устанавливают стрелу в необходимое положение. После этого топенантная цепь закрепляется скобой к палубному обуху. Большим недостатком такой оснастки является трудоемкость и длительность операций по изменению угла наклона стрелы или по установке стрелы в походное положение. Стрела с грузовыми талями и одиночным топенантом (рис. 86 а, б) применяется в тех случаях, когда тяговое усилие грузовой лебедки меньше заданной грузоподъемности стрелы. Грузовые тали могут быть одно- или двухшкивными.
Еще более удобно крепление топенанта на топенантной вьюшке. Барабан вьюшки разделен на две половины: одна служит для намотки свободного конца топенанта (рис. 86 в), вторая — для намотки дополнительного постоянного троса. Дополнительный трос имеет направление намотки, обратное направлению намотки топенанта, и проводится на швартовный барабан грузовой лебедки. При вращении барабана вьюшки натяжением дополнительного троса топенант соответственно удлиняется или укорачивается. Прочность топенантной вьюшки обеспечивает надежное и безопасное крепление свободного конца топенанта на время работы грузового устройства.
При одновременном и равномерном вращении обеих лебедок стрела будет подниматься или опускаться. При неравномерном или разностороннем вращении барабанов лебедок, одновременно с подъемом или опусканием стрела будет поворачиваться в нужную сторону. Для подъема или опускания груза служит третья лебедка - грузовая. Тяжеловесные грузовые стрелы с оттяжками по конструкции и оснастке подразделяются на два основных типа. При грузоподъемности стрел до 15-20 т встречается оснастка со шкентелем, проведенным под стрелой. Эта оснастка идентична оснастке легких стрел с грузовыми и топенант-талями с той лишь разницей, что она рассчитана на работу с переменным вылетом при подвешенном грузе и что стрела опирается своим шпором не на мачту, а на палубу у мачты. На палубе устанавливается специальный фундамент для вертлюга шпора стрелы. Значительно более удобными и распространенными являются тяжеловесные грузовые стрелы с врезным шкивом (рис. 90). В стреле на некотором расстоянии от нока монтируется врезной шкив, а на мачте устанавливается направляющий блок (А), служащий для проводки ходового конца шкентеля на нижний направляющий блок (Г) и затем на барабан грузовой лебедки. Грузовые тали крепятся к ноку стрелы на специальной ноковой подвеске (вилке) и в отличие от легких стрел снабжаются внизу грузовой скобой закрытого типа. Топенант-тали тяжеловесной стрелы основываются также со сбегом ходового конца топенанта с подвижного блока, для чего на мачте устанавливается направляющий блок (В), служащий для проводки ходового конца топенанта на нижний направляющий блок (Д) и затем на барабан лебедки. Неподвижный блок (Б) топенант-талей крепится к мачтовому бугелю. Поворот тяжеловесной стрелы осуществляется попеременным выбиранием и травлением одного из топенантов.
Торец нока стрелы закрывается приварной заглушкой, чтобы во внутреннюю полость стрелы не проникла влага. Вилка шпора вваривается внутрь шпора стрелы и может быть кованой, литой или сварной конструкции. В нок легкой стрелы вваривают ноковый обух.
Грузовые мачты и грузовые колонки По характеру конструктивного закрепления на судне различают: одноопорные, двухопорные и трехопорные грузовые мачты и колонки. Одноопорные и трехопорные мачты и колонки встречаются сравнительно редко. Это объясняется тем, что крепление одноопорных мачт и колонок к палубе конструктивно трудновыполнимо, а трехопорные мачты и колонки устанавливаются на многопалубных судах в тех случаях, когда одна из промежуточных палуб конструктивно слаба. Наиболее распространены двухопорные мачты и колонки, причем нижней опорой для них обычно служит двойное дно, туннель гребного вала или твиндечная палуба судна, а верхней опорой - верхняя палуба или палуба надстроек (в зависимости от места расположения люков и грузовых лебедок). По форме надпалубного строения различают мачты: одиночные, П-образные и двуногие (Л-образные). Одиночные мачты в свою очередь имеют несколько конструктивных вариантов, а именно: мачты без салинга, мачты с салингом и краспицей, мачты с краспицей опертой на две колонки, мачты с опорными рубками. Мачты без салинга устанавливают на небольших судах в тех случаях, когда над люком предусматривается одна грузовая стрела. В этом случае башмак шпора стрелы и обух крепления топенанта крепят непосредственно на самой мачте (рис.91а). Башмак шпора стрелы устанавливают на специальном цилиндрическом накладном листе, приваренном к мачте. Мачты с салингом и краспицей применяют при креплении на одной стороне мачты двух и более стрел (рис.91 б). Башмаки шпоров стрел крепятся на краспице, а обухи топенанта - на вертикальных листах салинга. Размер краспицы по ширине судна определяется разносом стрел от ДП судна. К салингу мачты крепится стеньга, служащая для несения сигнальных огней, средств визуальной связи и радиоантенн. Мачты с краспицей, опертой на две колонки - наиболее распространенная форма одиночных мачт (рис.91в). Они имеют то преимущество, что опорные колонки одновременно могут служить и для вентиляции трюмов или нижележащих помещений судна. Несмотря на наличие опорных колонок, мачты в большинстве случаев выполняют двухопорными. Салинг таких мачт подобен вышеописанному. На некоторых судах применяют установку мачт с опорными рубками (рис.91 г). Чтобы не удлинять мачту и не пропускать ее через трюм судна до настила двойного дна, на верхней палубе устанавливают прочную рубку, верхний настил которой является для мачты второй опорой. У мачт с опорными рубками башмаки стрел крепятся непосредственно на рубке, а обухи топенантов - на обычном салинге. Одиночные мачты, независимо от их вооружения над палубой, выполняют либо конической формы (с постепенным уменьшением диаметра от палубы к салингу), либо цилиндрической формы (с сохранением постоянного диаметра по всей высоте мачты).
только местом крепления деталей вооружения стрел, но и прочной балкой, обеспечивающей совместную работу обеих полумачт при эксплуатации грузового устройства. Стеньга мачты устанавливается в ДП судна и крепится к ферме салинга. Башмаки стрел крепятся на соответствующей высоте на самих полумачтах. Полумачты, как правило, пропускаются ниже верхней палубы и имеют двухопорную конструкцию. Двуногая мачта (рис.92 в) представляет сварную конструкцию из двух укосин, сечения которых подобраны так, чтобы обеспечить максимальную способность мачты выдерживать изгибающие усилия, сжатие и растяжение. Укосины соединяются вверху жестким салингом, а внизу имеют две опоры на близлежащих палубах. Нижняя часть укосин мачты служит также в качестве вентиляционных труб трюмов. Грузовые колонки - цилиндрические или конические стальные трубы, установленные в одиночку или попарно для крепления всех грузовых стрел, не разместившихся на мачтах судна (рис.92 б). Колонки, как правило, имеют значительно меньшую высоту, чем П-образные мачты, и работают самостоятельно или попарно при соединении между собой балками, тросовыми топриками и т. п. Шпоры стрел и обухи топенантов крепятся на колонках. Когда колонка устанавливается не на открытой палубе, а у рубки или надстройки, башмаки стрел можно крепить на их переборках. Одиночные, а иногда П-образные мачты и грузовые колонки раскрепляются стоячим такелажем, состоящим из вант (тросов, раскрепляющих мачту в направлении, перпендикулярном ДП судна) и штагов (тросов, раскрепляющих мачту вдоль судна). Стоячий такелаж необходим для уменьшения прогибов свободного конца мачт и колонок при работе грузовой стрелы и для уменьшения конструктивных размеров мачт и колонок. Однако тросы стоячего такелажа затрудняют грузовые операции, уменьшают вылет стрел за борт и поэтому там, где возможно, стремятся либо исключить их совсем, либо уменьшить число вант и штагов.
Размеры сечений мачты по высоте определяют расчетом. В случае переменного сечения изменять его можно как за счет уменьшения диаметра, так и в результате изменения толщины стенок мачты. В зависимости от размеров мачты листы стали раскраивают так, чтобы обеспечить наименьшее число стыков по высоте мачты. Секции мачты сваривают или из одного листа, согнутого в цилиндр, или из двух листов, согнутых в полуцилиндры. Можно рекомендовать расположение линии пазов двух смежных секций с разносом под углом 90° (аналогично стрелам). Разделка швов под сварку для толщин от 8 до 15 мм выполняется V-образной, а сама сварка производится встык на подкладных пазовых планках и стыковых кольцах.
В районе прохода мачт через палубы на мачте предусматривают дублирующие накладные листы, протянутые на 700 - 800 мм выше и ниже палубы. Их приваривают к мачте по периметру и по всей площади через прорези. Кроме того, на палубе в месте выреза под мачту также устанавливают либо накладной приварной, либо утолщенный лист в форме квадрата со стороной, равной двум-трем диаметрам мачты. Нижняя опора мачт имеет только горизонтальный подкладной или утолщенный лист. Для обеспечения местной прочности стенок мачты накладные приварные листы, а иногда и внутренние диафрагмы устанавливают на мачтах также в районе крепления башмаков стрел (или в районе присоединения краспицы) и обухов топенантов (или в районе присоединения салинга).
|