Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет показателей эффективности СМО с ограничением на длину очереди
Пример 6.2.3. В мини-маркет заходит в среднем 6 покупателей в минуту, которых обслуживают два контролера-кассира с интенсивностью 2 покупателя в минуту. Длина очереди ограничена 4 покупателями. Определить характеристики СМО и дать оценку ее работы. Решение. Рассматриваемая система является многоканальной системой массового обслуживания с ограниченной длиной очереди, для которой n=2, m=4, l = 6, m=2. Определим: Интенсивность нагрузки: ; нагрузка на один канал: ; вероятность того, что система свободна P0: ; вероятность того, что заявка, поступившая в систему, получит отказ: ; Относительная пропускная способность системы: Абсолютная пропускная способность системы: Среднее число занятых каналов: Коэффициент занятости каналов: Среднее число покупателей, находящихся в очереди: чел Среднее время ожидания в очереди: мин Среднее число покупателей в магазине: чел Среднее время пребывания покупателей в магазине: мин. Вывод. Доля потерянных заявок составляет 34%, а обслуженных – 66%. Абсолютная пропускная способность равна 5, 94 заявки в час; каждый канал занят обслуживанием всего 94% времени. Средняя длина очереди составляет 4, 56 чел. Повышение эффективности работы системы можно осуществить путем увеличения касс и снижения среднего времени обслуживания.
Многоканальная СМО с ожиданием. Так как длина очереди не ограничена, то граф состояний в этом случае является бесконечным (рис. 6.2.4).
Рис. 6.2.4. Граф состояний многоканальной СМО без ограничений на длину очереди.
Установившийся режим работы системы существует при условии < 1, а в случае ³ 1 система не справляется с обслуживанием и очередь будет расти неограниченно. Отношение называется уровнем загрузки системы. Полагаем, что < 1. Расчет показателей эффективности СМО без ограничений на длину очереди приведен в табл. 6.2.4. Таблица 6.2.4 Расчет показателей эффективности СМО без ограничений на длину очереди
Пример 6.2.4. В кассе метрополитена, продающей жетоны на проезд, имеется два окна. Время, которое тратит кассир на обслуживание одного пассажира, в среднем равно 0, 5 мин. Пассажиры подходят к кассе в среднем по 3 чел/мин. Определить: 1) вероятность того, что оба кассира свободны; 2) среднее число занятых кассиров; 3) среднее число пассажиров в очереди; 4) среднее число пассажиров у касс; 5) среднее время, которое пассажир проводит в очереди; 6) среднее время, которое пассажир тратит на приобретение жетона. Решение. Данная касса метрополитена моделируется двухканальной СМО (n=2) с ожиданием без ограничений на длину очереди и на время ожидания. Параметры системы: число каналов (окна кассы) n=2, интенсивность входящего потока l=3 чел./мин., среднее время обслуживания одной заявки мин и, следовательно, интенсивность потока обслуживания m= =2чел./мин. Интенсивность нагрузки r=l/m=1, 5. Нагрузка, приходящаяся на один канал y=r/n=1, 5/2=0, 75< 1, т.е. предельный режим функционирования существует, и мы можем определить основные характеристики эффективности СМО в данном режиме. Вероятность того, что оба кассира свободны, равна вероятности того, что в системе нет ни одной заявки, и определяется по формуле: ; среднее число занятых кассиров – среднее число занятых каналов (или среднее число пассажиров под обслуживанием) равно: ; среднее число пассажиров в очереди определяем по формуле: . Среднее число пассажиров у касс – среднее число заявок в системе, находим как сумму среднего числа пассажиров в очереди и среднего числа пассажиров под обслуживанием: Определим среднее время, которое пассажир проводит в очереди: Среднее время, которое пассажир тратит на приобретение жетона – среднее время, которое заявка проводит в системе Вывод. Среднее число пассажиров в очереди составляет 1, 91 чел, среднее время, которое пассажир проводит у касс – 1, 144 мин, среднее число занятых каналов составляет 1, 14. То есть можно говорить об эффективной работе системы.
|