Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние системы пенсионного обеспечения
В России насчитывается около 40 млн пенсионеров. Подавляющее большинство из них — это получатели трудовой пенсии. У многих из них она является основным, а зачастую и единственным источником существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения. Обновление и реформа пенсионного законодательства начались в конце XX в. с принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Причин, вызвавших необходимость проведения пенсионной реформы в стране, было несколько. Прежде всего, возникла объективная потребность в пересмотре укоренившейся в обществе идеологии природы обязательного пенсионного страхования трудящихся. Необходимо было изменить представление о том, что государственное социальное страхование (а пенсионное — часть его) осуществляется якобы за счет государства. Устанавливая в централизованном порядке крайне низкую оплату труда для всех работников, изымая значительную часть того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически сливались с налоговыми платежами. Они аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет государственной дотации. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатства общества. Основная идея Закона о пенсиях 1990 г. состояла в том, чтобы создать в стране систему действительного обязательного пенсионного страхования. С помощью такой системы планируется решить главную извечную проблему и задачу — повышение уровня материального обеспечения пенсионеров. Ведь уровень пенсионного обеспечения в конечном счете определяется: во-первых, тем, сколько лет трудился человек, т.е. трудовым вкладом (стажем), иначе говоря, сколько лет лично им и его работодателями уплачивались страховые взносы; во-вторых, суммой страховых взносов, т. е. зависит от объема его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей; характеризуют пенсионную систему и ее состояние в каждый конкретный период времени. В последующие десять лет в силу разных причин повышение, а также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения не были достигнуты. В конце XX в. даже самая высокая трудовая пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, оказалась значительно ниже прожиточного минимума, установленного в стране. Реальный уровень пенсий не обеспечивал выживание тех, кто вынужден жить только на одну пенсию. Постепенно пенсионная система превратилась в уравнительную систему. Дифференциация размеров пенсий уже не зависела от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (трудового вклада), как это было изначально заложено в Законе о пенсиях 1990 г. Пенсии для большинства ее получателей стали незначительно различаться между собой. Это произошло оттого, что менялся как «механизм» исчисления размеров пенсий, так и методы их повышения. Результатом таких изменений стали одинаково маленькие размеры пенсий относительно уровня жизни в стране. Помимо политических и экономических причин, повлиявших на состояние пенсионного обеспечения в этот период, положение дел усугубилось расширением подзаконного правового регулирования пенсионных отношений. Многочисленные поправки к Закону о пенсиях 1990г. осуществлялись путем принятия законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов отдельных министерств и ведомств. Этими нормативными правовыми актами были введены новые виды пенсионных выплат, размеры которых были выше, чем по Закону о пенсиях 1990г. Например, для государственных служащих, депутатов, служащих органов внутренних дел, должностных работников таможенных органов, сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции были установлены пенсии за выслугу лет. Размер таких пенсий составлял 75—85% их заработка, что в 5 —10 раз выше, чем было предусмотрено Законом о пенсиях 1990 г. Помимо этого, во многих министерствах и ведомствах были созданы самостоятельные пенсионные службы (МВД, Министерство обороны, Минюст и др.). По существу в стране сложились две пенсионные системы: общая — для всех граждан и привилегированная — для некоторых категорий лиц. Указанные и иные причины, циклические (большие и малые) экономические кризисы в стране и за рубежом привели к необходимости выработки новых подходов к проводимой в России пенсионной реформе. Поэтому в течение 90-х гг. XX в. разрабатываются и принимаются правовые решения о проведении в стране пенсионной реформы (Первая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации была одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790. Затем последовали корректировки положений первоначальной концепции путем принятия, например, Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 (в последней редакции) «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов», распоряжения Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в последней редакции) «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)»). В основу начавшейся с 1 января 2002 г. реформы в области пенсионного обеспечения заложена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. Отличительными чертами начавшейся новой реформы пенсионной системы должно стать следующее. Планируется создать пенсионную систему, состоящую из нескольких частей: а) государственное пенсионное обеспечение; б) обязательное пенсионное страхование; в) дополнительное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение. Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, которая будет распространяться на: федеральных государственных служащих; военнослужащих и приравненных к ним лиц; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф; нетрудоспособных граждан. Выплата пенсий по этой системе должна производиться за счет средств государственного бюджета. Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, которая охватывает: работников; граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, по авторскому и лицензионному договорам; самозанятое население — индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов; членов крестьянских фермерских хозяйств; членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера; лиц, работающих за рубежом; иных категорий граждан. Все они должны являться участниками пенсионной системы, т.е. быть застрахованными по данному виду обязательного социального страхования. Выплата трудовых пенсий производится за счет средств Пенсионного фонда РФ. Дополнительное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц (в государственном или негосударственных пенсионных фондах). Предполагается установить обязательное профессиональное пенсионное страхование для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.п. В отношении лиц, которым назначаются досрочные пенсии, должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. До настоящего времени такого страхования нет. Реализация планов пенсионной реформы в настоящее время имеет следующие недостатки: недостаточно научно проработанные принципы обязательного пенсионного страхования; не учитывается отечественный и зарубежный опыт реформирования пенсионных систем; слабая юридическая техника при оформлении нормативных правовых актов различного уровня, встречаются противоречия в содержании их норм. Итак, современная пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: обязательного пенсионного страхования (в дальнейшем — страховая пенсионная система) и государственного пенсионного обеспечения (в дальнейшем — бюджетная пенсионная система). Они различаются в зависимости от тех источников, за счет которых выплачиваются пенсии, и по кругу лиц. Страховая пенсионная система охватывает главным образом работников по найму, иные категории лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и членов их семей. (Об этом говорилось выше.) Бюджетная пенсионная система финансируется за счет государственного бюджета. Под ее воздействие подпадают: государственные служащие; военнослужащие и приравненные к ним лица; их семьи; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных аварий и катастроф; нетрудоспособные граждане — инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; малочисленные народы Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию по страховой системе. Названные пенсионные системы не существуют отдельно друг от друга. Выплаты одной системы дополняются выплатами из другой.
|