![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели массового обслуживания
Пример 5.1. Торговая фирма обслуживает клиентов по телефону, имеющему разветвление на 4 линии. Проведенные исследования показали, что в среднем за один час работы поступает 100 запросов. Среднее время переговоров референтов фирмы с клиентом по телефону составляет 2.5 мин. Необходимо дать оценку работы такой СМО. Решение. Рассматриваемая система является многоканальной системой массового обслуживания с отказами, для которой n = 4, m = 0, l = 100 запр/час, Определим: Интенсивность обслуживания:
интенсивность нагрузки: Доля времени простоя референтов фирмы определяется как вероятность того, что система свободна P0: Вероятность того, что заявка, поступившая в систему, получит отказ, равна вероятности занятости всех четырех линий:
что показывает долю заявок, которые не получили возможность провести переговоры с референтом. Относительная пропускная способность системы: Абсолютная пропускная способность системы:
Среднее число занятых каналов: Коэффициент занятости каналов: Вывод: Доля необслуженных клиентов составляет 32%, почти треть, а обслуженных клиентов только 68%, следовательно, система работает неэффективно. Можно рекомендовать фирме провести исследования по увеличению числа линий разветвления и снижению времени обслуживания.
Пример 5.2. На автомойку в среднем за час приезжают девять автомобилей, если в очереди уже находятся три автомобиля, то вновь подъезжающие автомобили не желают терять время в ожидании обслуживания и покидают систему, поскольку среднее время обслуживания одного автомобиля составляет 20 мин, а мест для мойки всего два. Необходимо провести анализ работы системы Решение. Рассматриваемая система является многоканальной системой массового обслуживания с ограниченной длиной очереди, для которой n = 2, m = 3, l = 9. Определим: интенсивность обслуживания:
интенсивность нагрузки:
вероятность того, что система свободна P0: Вероятность того, что заявка, поступившая в систему, получит отказ:
что показывает долю автомобилей, которые не получили возможность воспользоваться услугами автомойки. Относительная пропускная способность системы: Абсолютная пропускная способность системы: Среднее число занятых каналов: Коэффициент занятости каналов: Среднее число автомашин, находящихся в очереди: Вывод: Коэффициент занятости каналов достаточно высок 0.93, но средняя доля потерянных заявок составляет 38% из числа поступивших, т.е. можно сказать, что система работает в напряженном режиме.
Пример 5.3. Интенсивность потока автомобилей на АЗС к колонке за бензином АИ-92 составляет 30 автомобилей в 1 ч, а среднее время заправки равно 5 мин. Проведем анализ работы системы массового обслуживания АЗС Решение. Рассматриваемая система является одноканальной системой массового обслуживания с неограниченной очередью для которой n = 1, m = ¥, l = 30 авт/ч, Определим характеристики СМО: интенсивность обслуживания:
интенсивность нагрузки: Вывод: Поскольку r > 1, то АЗС не может работать в стационарном режиме, и очередь будет постоянно увеличиваться, поэтому необходимо либо уменьшить время обслуживания до величины 1, 9 мин, тогда r = 0, 95, либо ввести еще минимум две колонки, тогда нагрузка на один канал будет
|