Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление этнологии как науки. Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует






ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ КАК НАУКИ

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими по­требностями людей. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочислен­ные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, тради­циях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого рода знаний позволяло легче ориентироваться в окружаю­щем мире, надежнее и увереннее чувствовать себя в нем. На протя­жении нескольких столетий накапливались этнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах древних народов. В Древнем мире в госу­дарствах Месопотамии, Египта, Персии в надписях, графических изображениях и других письменных памятниках той поры также встречается немало сведений о различных народах.

К эпохе античности такого рода сведений о далеких народах и землях было накоплено довольно много, они были точны и об­стоятельны. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Они послужили основой для рождения пер­вых этнографических описаний. Их характерной чертой был эт-ноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного раз­вития на цивилизованные и дикие, причем эталоном была собст­венная культура этих первых учений.

В раннее средневековье в результате произошедших демогра­фических, экологических и социальных изменений интерес к этно-графическим знаниям в Западной Европе падает. Ведущими цен­трами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.

Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было вызвано интересами католической церкви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географиче­ские открытия позволили западноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.

С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматрива­лись как продукты окружающей природной среды. Широкое рас­пространение получило также представление о «благородном ди­каре», живущем по природным законам, из которого путем эволю­ции образовался современный цивилизованный человек, живущий по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые посте­пенно трансформировались в единую науку о народах, назван­ную этнологией.

Само название науки «этнология» было взято из греческого языка, оно состоит из двух слов: еШоз - народ и 1о§оз - слово, нау­ка. В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Вплоть до XIX века понятие «этнология» не имело широкого распространения и спорадически употреблялось при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначе­ние особой науки. Использование этого понятия в качестве на­именования вновь народившейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером,


который в 1830. году разработал общую классификацию антро­пологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и эт­нологию. Это название довольно быстро получило широкое рас­пространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX века стало употребляться и в русском языке.

Официальным фактом утверждения этнологии как самостоя­тельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано на­чалом острой научно-теоретической дискуссии различных на­правлений и школ о предмете, целях и месте данной науки. В оп­ределенной мере эти споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор о со­держании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпре­таций понятия «этнология».

Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территори­альной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и по­этому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. В то же время в зависимости от политических и экономических интересов разных стран развитие этнологии в Англии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности.

Первоначально этнология развивалась как наука об «отста­лых», т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий нашего столетия, когда стали появляться представления об этно­сах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уров­ня их социально-экономического развития. Этот методологиче­ский подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

Развитие этнологии в Германии. Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789 году сформи­ровалось научное направление Уб1кегкипс1е, ставившее своей це­лью изучение внеевропейских народов и культур. В 30-е годы XIX века для общего названия описаний всех других народов, сде­ланных немецкими путешественниками и учеными, стал использо­ваться термин «этнология». Примерно с середины XIX столетия понятия «УбИсегкипёе» и «этнология» стали рассматриваться как

равнозначные. Оба они обозначали самостоятельную и сравни­тельную науку о человеческих культурах. Синонимическое тожде­ство понятий «этнология» и «УбИсегклтёе» в немецкой науке со­храняется и в настоящее время.

Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «УбИсегкипёе» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их куль­туры. Это направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.

Развитие этнологии в Великобритании. Становление этноло­гии в англоязычных странах шло несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в 1596 году в свет книги О. Гасманна с соответствующим названием. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаря колониза­ции, возросшему вниманию к демографическим и расовым про­цессам. В XIX веке в развитых европейских странах стали появ­ляться антропологические общества, целью которых было изу­чение многочисленных останков первобытных людей. И уже в середине XIX века на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев была поставлена задача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот это название ввел один из ос­нователей английской этнологии - Джеймс Фрезер, который в 1906 году обозначил им свое направление этнологических ис­следований. Этим названием Фрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направления, которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть культурной антро­пологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом поня­тия «этнология». В настоящее время представители английской «социальной антропологии» ориентируют свои научные интере­сы на изучение различных этнических групп как носителей раз­нообразных культурных традиций.

Становление этнологии в США. Возникновение и развитие эт­нологии в США происходило несколько позднее, чем в развитых европейских странах. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антрополо­гия изначально формировалась как наука, включавшая в себя ис­следования в области физической антропологии, расовых и куль­турных различий. Это направление развития американской этно­логии было задано ее основоположником Генри Льюисом Мор-10


ганом, чья научная деятельность была достаточно разнообразной. Его исследования систем родства в примитивных культурах, клас­сификация типов семейно-брачных отношений, периодизация че­ловеческой истории на целые десятилетия предопределили тема­тику исследований американской этнологии. Однако в середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса научные ориен­тиры американской этнологии существенно сужаются, и она на­чинает изучать только проблемы культурных особенностей наро­дов. Это направление было названо Боасом культурной антропо­логией. Позднее оно стало подразумевать любые этнокультурные исследования и тем самым стало американским синонимом поня­тия «этнология».

Развитие этнологии во Франции. Во Франции процесс станов­ления этнологии также развивался специфическим образом. В связи с активной политикой колонизации руководящие политические круги Франции постоянно испытывали потребность в обстоятель­ной и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа этнографией (от греч. егпоз - на­род и §гарЫеп - описание). Это название во Франции сохранялось до конца XIX века, когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволи­ло этнографии в начале XX века трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название

Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре свя­зано с движением славянофилов. Исходя из идеи мессианской ро­ли России в мире, они считали своим долгом развитие нацио­нального самосознания русского народа, сохранение его нацио­нальной самобытности. Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географическо­го общества. В этом году председатель отделения этнографии К.М.Бэр выступил с программным докладом «Об этнографиче­ских исследованиях вообще, в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии,

природных богатств и народов. Государственные интересы тре­бовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой прово­дились все этнографические исследования.

Идеи К. М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализо­вал сменивший его на посту председателя отделения Н.И.На-деждин. Он был идейным руководителем группы молодых уче­ных, которые ставили своей целью этнографическое изучение рус­ского народа. На одном из заседаний Русского географического общества в 1846 году Н.И.Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призы­вал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все яв­ления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способно­стей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает на­учная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психиче­скую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природ­ными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позво­лило ученому обоснованно отрицать сущность расистских тео­рий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теорети­ческие проблемы этнологии, но они тем не менее содержат бога­тые наблюдения и материалы для таких обобщений.

На рубеже Х1Х-ХХ веков значительный вклад в развитие оте­чественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г.Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказывает мысль, что на­циональную психологию народа нужно исследовать через по­стижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная дейст­вительность, в совокупности определяющие содержание коллек­тивного духа нации.


«Дух народа», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. В этом смысле «дух» есть со­брание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный ха­рактер. Этот субъективный характер следует понимать как сово­купность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как пра­вило, они изучались на основе статистических данных о повседнев­ном поведении и конкретных поступках людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству участников представи­телей различных национальностей в крупных общесоюзных строй­ках или по количеству межнациональных браков. В целом исследо­вания этнических проблем этого периода носили политически за­казной характер и не раскрывали всех процессов этнического раз­вития. Вне поле зрения ученых того времени оставались такие кар­динальные проблемы этнологии, как этническая идентичность, эт­ническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Развитие оте­чественной этнологии на этом этапе было связано с научной дея­тельностью В.Г.Богораза, П.Ф.Преображенского, С.П.Толстова, Б.А.Куфтина, С.И.Руденко, Н.Н.Чебоксарова, С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, были проведены разносто­ронние исследования в области региональной этнологии.

Наконец, на рубеже 70-80-х годов XX века заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н.Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появ­ления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским цен­тром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая нау­ка значительно обогатилась по сравнению с прошлыми времена­ми. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: «Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой соци­альной науки, синтезирующей в себе разнообразные знания о че­ловеке и его культуре.

Как и прежде, этнология сохраняет свою связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельст­вом высокой степени важности этой науки. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX века позволяет сде­лать вывод о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессы являются основой национальных движений в политике.

XX век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно воз­растающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельно­сти Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.

Распад колониальной системы ведущих капиталистических го­сударств после второй мировой войны привел к образованию це­лого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индо­китае, Африке. Все это прямые свидетельства, указывающие на ин­тенсификацию действия этнических процессов в современной исто­рии. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е годы и приведшие к образованию группы национальных государств вме­сто бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически политическим оттенком, которые периодиче­ски, на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в са­мых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бель­гии, между франке- и англоканадцами в Канаде), убедительно по­казывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.

Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на во­прос о его причинах, построения теоретической модели этниче­ских процессов. При этом актуальность этнологических исследо­ваний определяется не академическими интересами ученых, а тре­бованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального про­тивостояния сверхдержав возникли многочисленные региональ­ные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в прошлом веке сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде все­го усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изу­чать не только традиционные, но и модернизированные общест-


ва, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем - залог выживания человечества.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX века в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпириче­ский и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных. Основными источниками вновь системати­зированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия си­туация коренным образом меняется. Стала очевидной прагмати­ческая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер обществен­ной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной тор­говле, дипломатии и т.д. Соответственно, этнологические иссле­дования в последние десятилетия стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и мето­дологических исследований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал