Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этногенез и его основные факторы






Исследование процесса этногенеза - происхождения и разви­тия этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых слож­ных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, историче­ских, хозяйственных, культурных, демографических, политиче­ских и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отноше­нию к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии, проте­кали процессы антропогенеза, развития вида Ногтю 5ар1еп5, социо-генеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого чис­ла факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке от­счета этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первич­ную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни. Конкретных тому примеров можно привести множество.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно Достоверные данные об этногенезе можно получить только начи­ная с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.

 

 


 

Если применить гипотезу о едином центре происхождения че­ловечества, то, возможно, в самом начале своей истории челове­чество представляло собой группу людей, однородную в расовом этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей шло их расселение по новым территориям (вначале по тро­пикам и субтропикам, затем по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения шел на протяжении тысячи лет, людям приходилось приспосабли­ваться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологиче­ского типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными ста­новились эти признаки.

Аналогичные процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения расселялись люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе С.П.Толстова о «первичной языковой непрерывности», те много­численные языки, на которых говорило человечество на заре сво­ей истории, произошли из единого центра и постепенно перехо­дили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.

Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что сле­ды древней языковой дробности в некоторых странах сохрани­лись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, в языке-основе посте­пенно образовывались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.

По мере роста общей численности населения процессы этноге­неза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территори­альном отношении, стимулировало формирование общих эконо­мических, социальных и других интересов.

На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней ис­тории человечества, сказывались массовые переселения, сопрово­ждавшиеся завоеваниями одних этнических групп другими. Мас­совые миграции значительно ускоряли процесс замены первобыт­ных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями - народностями. При этом перемещение той или


иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общ­ностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.

Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения от­дельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку). В этом случае, как правило, не происходило возник­новения новых этнических общностей. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с ав­тохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.

В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоева­телей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот принимает чрезвычайно многообразные формы, особенно в тех случаях, ко­гда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: из­менениям языка, базовой культуры, физического типа, этническо­го сознания, включая самоназвание.

В процессе этногенеза во все времена была и остается непрехо­дящей роль языка, как одного из определяющих элементов суще­ствования и развития любого этноса.

Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков, как правило, означает родство их носителей. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смеше­ние, взаимодействие языков.

При этом важными оказывались обстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим. Решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимо­действующих этнических общностей. Хорошо известно, что отсут­ствие письменности особенно благоприятствует смене языков. Как свидетельствуют многочисленные материалы из истории беспись­менных народов, последние в наибольшей степени подвержены языковой интеграции, связанной с переходом на язык другого этно­са. Однако истории известно много примеров, когда в этногенезе взаимодействовали две бесписьменные этнические общности. В этом случае бесписьменность становится лишь благоприятным


условием, но не причиной победы языка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуации решающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.

Хорошо известно, что установление новой веры обычно влечет за собой широкое распространение определенного языка и появ­ление у части населения двуязычия (например, католицизм и ла­тинский язык). В некоторых случаях религии явно принадлежала весьма активная роль в победе соответствующего языка. Обще-признано, в частности, что такую роль сыграл ислам в распро­странении арабского языка в Египте.

Особое значение в процессе этногенеза имел такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплочен­ность завоевателей, обусловленная военной демократией, созда­вала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

Типы этногенетических процессов. Этногенетические процессы, сопровождавшие и сопровождающие возникновение новых этносов и этнических групп, не ограничиваются лишь отмеченными вари­антами. Этническими (этногенетическими) процессами мы будем называть процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов духовной и материаль­ной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др.

Этнические процессы весьма многообразны, поэтому необхо­димо систематизировать и классифицировать их. (Классификация дается по книге О.Е.Кузьминой, П.И.Пучкова «Основы этноде-мографии». - М., 1994.) Прежде всего мы должны выделить этно-эволюционные и этнотрансформационные процессы. Процесс на­зывается этноэволюционным, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его часть остаются самими со­бой, так как не меняется этническое самосознание входящих в него людей. При этнотрансформационном процессе самосознание изме­няется и этническая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или цен­тробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этни­ческое разделение. Процессы этнического объединения весьма раз­личны по своему характеру, но у них есть общие черты, среди кото­рых - культурное и языковое сближение вовлеченных в этот процесс лиц, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.

Выделяют несколько форм этнического объединения.

1. Этническая фузия - процесс слияния нескольких ранее само­стоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Примером может служить слияние


восточнославянских племен в древнерусский этнос. Скорость про­текания этого процесса зависит от комплекса факторов - от уровня социального и экономического развития страны, в которой идет процесс; от интенсивности хозяйственных и иных связей между от­дельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фу­зия. Влияют на этот процесс и географические условия (например, ровная, открытая местность ускоряег его); степень языковой, куль­турной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе (чем ближе родство, тем быстрее идет процесс). Слож­ность этнической структуры населения территории (слишком большое число мелких этносов), где происходит фузия, может, на­против, несколько замедлить ее.

2. Этническая консолидация - внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Этническая фузия и этническая консоли­дация - два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этниче­ского самосознания, то второй процесс - этноэволюционный и к смене самосознания не ведет.

3. Этническая ассимиляция - широко распространена в эконо­мически развитых странах, где много иммигрантов. Это раство­рение прежде самостоятельного этноса или его части в среде дру­гого, обычно более крупного народа. Для ассимилируемой сторо­ны это этнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа - этноэволюционный.

Хотя ассимиляционные процессы были известны во все перио­ды истории, наиболее характерны они для современного этапа развития человечества.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость. Они зависят от сочетания таких факторов, как численность ас­симилируемой группы; характер ее расселения; время пребыва­ния в ассимилирующей среде; род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением терри­тории; социально-правовое и семейное положение ассимили­руемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствие контактов с родиной; отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды; близость ас­симилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе; соотношение уровней культуры ассимилируемого мень-


 

шинства и ассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания.

Все эти факторы важны для процесса ассимиляции, но не в оди­наковой степени. Так, сходство хозяйственных занятий, с одной стороны, может способствовать интенсификации ассимиляционно­го процесса, но иногда оно может вызывать конкурентные столк­новения между пришлым и коренным населением, затрудняя его.

Неоднозначен и семейный фактор. Быстрее всех ассимилиру­ются холостяки, многие из которых готовы обрести новую родину и поэтому охотно вступают в браки с местными девушками. Если же в страну приезжает вся семья, то она хотя и остается часто на­всегда здесь, но ассимилируется намного медленнее, так как именно семья является той первичной ячейкой, в которой сохра­няются и воспроизводятся основные этнические признаки. Еще более затруднены ассимиляционные процессы для людей, оста­вивших свои семьи на родине. Обычно они приезжают в страну пребывания для того, чтобы заработать денег и вернуться потом домой, к семье. Думая о возвращении назад, они не ставят перед собой цели ассимилироваться.

Уровень культуры также влияет на ассимиляционные процес­сы. Лучше всего ассимиляция идет, если уровень культуры при­мерно одинаков или пришельцы попадают в среду, несколько превышающую их по уровню культуры. При значительных разли­чиях в уровне культуры, особенно если пришельцы превосходят местное население, ассимиляция очень затруднена.

4. Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса, этот про­цесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближаю­щих его с консолидацией и фузией. Такие процессы называются этнической конвергенцией.

5. Межэтническая интеграция - взаимодействие внутри госу­дарства или какого-нибудь крупного региона нескольких сущест­венно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В резуль­тате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и не слиться). Эти своеобразные общности пред­ставляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме шли в Римской империи, Российской импе­рии, Советском Союзе и т.д.

6. Этногенетическая миксация - редко встречающийся тип эт-нообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос об-


разуется путем слияния народов, не связанных родством. Это эт-нотрансформационный процесс. В качестве примера можно на­звать современных австралийцев, генетически связанных не толь­ко с англичанами, но и с представителями других европейских этносов. Весьма своеобразны были процессы миксации в этниче­ской истории США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представите­лей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате двухсотлетних этни­ческих процессов в США сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией. Схожие процессы протекают также в Латинской Америке.

Вместе с этническим объединением в процессе этногенеза дей­ствует и противоположная тенденция этнического разделения, которая чаще всего имеет следующие формы.

1. Этническая парциация - разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так из осколков древнерусского этноса выделились русские, украин­цы, белорусы.

2. Этническая сепарация - отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс может вызываться различными причинами - переселением какой-либо группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Так, английские пу­ритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а анг­лийские каторжники и ссыльные - основой австралийского.

Таким образом, развитие процесса этногенеза от первобытно­го состояния человека до настоящего времени прошло несколько стадий и было детерминировано различными по характеру фак­торами. Итогом же процесса этногенеза стала пестрая, разнооб­разная и динамично меняющаяся этническая картина мира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал