Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инкультурация
Формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс «врастания» индивида в его этническую общность и культуру был обозначен в этнологии по-
нятиями «социализация» и «инкультурация». Эти понятия по своему содержанию выступают как синонимы, поскольку означают процесс освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов он не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается для человека в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю его жизнь. В этом процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую). На первой стадии инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания и является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков игры подразделяются на следующие типы: - физические игры, в которых тренируется и развивается физическая активность; - стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; - стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске; -ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок осваивал те функции, которые ему придется выполнять в будущем. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освое- нию трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность. В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности качеств, из которых наиболее важными являются следующие: - достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства; - овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; - овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); - принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; в составе своей этнической группы он получает право участвовать в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения. Первая стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль за беспрепятственным проникновением в культуру случайных и новых элементов. Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальное™ является показателем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.
План семинарского занятия 1. Понятия «идентичность» и «этническая идентичность». 2. Основания этнической идентификации. 3. Элементы психологии этноса. 4. Инкультурация.
|