![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Поэтика былин
Задание: 1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике. 2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников. 3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116). 4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект. План занятия: 1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории: 1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса. 2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре. 3) Периодизация и классификация русских былин. 2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы: 1) роль вступления к былине; 2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции; 3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов; 4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений; 5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.); 6) язык былины, былинный стих (строфемы). На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме. Литература: 1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия). 2. Глава по учебнику. 3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи. Его же Поэтика и генезис былин. – Саратов, 1994. 4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964. 5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99. 6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975. 7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988. 8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958. 9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172. 10. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. – М., 1993
Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).
|