Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Письмо к дедушке.
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать письмо к дедушке. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери … и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. Потом Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки… Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уже не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал. Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжил письмо… (По А.П.Чехову) Словарная работа. Рождество – христианский церковный праздник. Юркий – быстрый, ловкий. Балагурить – весело, шумливо разговаривать. План. 1. Ванька пишет письмо к дедушке. 2. Константин Макарыч – подвижный старикашка. 3. Основные занятия деда. 4. Старая Каштанка и кобелек Вьюн.
ВАНЯ – ПАСТУШОК. Мальчик этот был немного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но что это был за мальчик! Сроду еще не видел Ваня такого роскошного мальчика. На нем была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель – длинная до пят, как юбка; круглая кубанская шапка черного барашка, с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещенными двумя шашками; шпоры и ярко – алый башлык, небрежно закинутый за спину. Лихо откинув чубатую голову, мальчик чистил казацкую шашку, почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю. К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать. Но военный мальчик и бровью не повел. Не обращая на Ванятку никакого внимания, он продолжал свое воинственное занятие. (В.Катаев)
|