Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Одним из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованных выступает такой элемент юридической формы, как правовой режим.Научная и практическая значимость данной проблемы определяются тем, что в сложившихся сегодня в РФ условиях требуются обновленные правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные со становлением новых социально-юридических состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и либеральные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей. Правовой режим призван обеспечить определенный (желаемый) социальный эффект, состояние, а также показать путь к подобному результату, способ ведущий к нему. Правовой режим отражает функциональную характеристику права; это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий требуемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. В качестве примеров правовых режимов можно назвать: режим финансовой стабилизации, режим въезда и выезда за границу, режим санкций, режим военного положения, паспортный режим и т.п. Основные признаки: 1) они устанавливаются законодательством, и обеспечиваются государством; 2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений. Виды правовых режимов: в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.; в зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные; в зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный, судоходный, секретный и т.п; в зависимости от субъектов в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.; в зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны; в зависимости от формы выражения - законный и договорный; в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные; в зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций). По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования. Один из них именуется императивным. Это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным. Другой метод, именуемый диспозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное. .
|