Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акты применения права: понятие, отличие от нормативных актов.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы. Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции. Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем. 1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай. 2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям. Особенности: 1. Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление). 2. Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам. 3. Направлены на реализацию требований юридических норм. 4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части). Классификация актов применения права: По субъектам принятия: 1. Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2. Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3. Акты судебных органов - приговор суда. 4. Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5. Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации. По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1.Регулятивные (решение суда по гражданскому делу); 2.Охранительные (приговор суда). По значению: 1.Основные; 2.Вспомогательные. Актов применения права следует отличать от нормативных актов (решения, приговора) Их отличия в следующем: 1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат. 2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правоприменительный. 3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов. 4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу. 5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнением, действуют постоянно до своей отмены.
|