Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законотворчество: понятие и стадии ( на примере РФ).
Законотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Принципы: 1. Демократизм и гласность - привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласность - гарантия от бюрократизма, всенародное обсуждение законопроектов при помощи СМИ, референдум. 2. Профессионализм - к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. 3. Законность - работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники. 4. Научный характер и связь с правоприменительной практикой - тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, потребностей правового регулирования, его целесообразности. Виды: — По субъекту: 1) законотворчество государственных органов, 2) «народное» законотворчество—референдум.
Стадии(на примере РФ): 1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом - в форме предложений или готового законопроекта (Ст.104 К-и РФ - право законодательной инициативы: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, представительные органы субъектов РФ + КС, ВС, ВАС по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в ГД. Только при наличии заключения Правительства: о налогах, освобождении от их уплаты, о государственных займах и другие, требующие дополнительных расходов из бюджета. 2. Обсуждение - на заседании ГД. 1-е чтение - вопрос о необходимости принятия, оценка, доклад инициатора, содоклад ответственного комитета, предложения, замечания; 2-е чтение - доклад об итогах рассмотрения, поправки; 3-е чтение - нельзя вносить поправки: можно только принять или не принять). 3. Принятие закона. ФЗ - большинством голосов в ГД (ФКЗ - 2\3), в течение 5 дней направляется в СФ, который одобряет: > 1\2 или не рассмотрение в течение 14 дней(ФКЗ-не < 3\4). В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты может создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, затем - повторное рассмотрение в ГД. Если ГД не согласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании в ранее принятой редакции за него проголосовало не < 2\3 ГД. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансирования, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования в течение 14 дней. На ФЗ Президент имеет права наложить отлагательное вето (преодолевается: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ). ФКЗ принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в К-и РФ.
80. Правовое воспитание: понятие, нормы, методы. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: -Субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знании посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений конституции и основных действующих законов.
|