![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
аберрация – лат. – искаженная точка зрения или заблуждение, отклонение от истины. автаркия – греч. – самодостаточность, самообеспеченность, была характерна для крупных вельможных и государственных хозяйств. Все необходимое производилось внутри самого хозяйства. анимизм – лат. – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. архаический – греч. – древнейший период, предшествовавший возникновению цивилизации. вмещающий ландшафт – присущая конкретному обществу природная среда, складывающаяся во взаимодействии природных факторов и хозяйственной деятельности человека. гетерогенность – греч. – неоднородность, наличие различных частей чего-то целого. гомогенность – греч. – однородность; языковая, этническая или конфессиональная. гуруши – социальное содержание термина постоянно менялось. В раннединастический период – это «молодец», свободный человек, взрослый работник. В период III династии Ура это, по сути, подневольные работники в государственном хозяйстве близкие по своему положению к рабам. Это – фактически государственные рабы. даса – санскр. – это слово обозначало первоначально чужака или противника, но со времен Ригведы стало основным термином для обозначения раба. детерминизм – от лат определять – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества. Существуют различные виды детерминизма, которые выделяют в качестве всеопределяющего фактора одну главную закономерность (географический, экономический, биологический детерминизм). дефениция – определение, понятие. джаджмани – система взаимного обмена услугами в пределах кастовой общины, где каждая кастовая группа выполняла строго определенные функции и получала за это часть совокупно произведенного продукта или плату. джати – санскр. – каста, наименьшая эндогамная группа в Индии. дихотомия – греч. – противопоставление двух частей единого целого (например, Востока и Запада). доминанта – лат. – главенствующая идея, основной признак. европоцентризм – убежденность в том, что европейская цивилизация, олицетворяющая идею прогресса, является эталонной, высшей, а европейская культура превосходит все другие благодаря особому статусу личности, совершенству политического устройства, технологическому приоритету и т.д. жун – крестьяне-общинники в Шанский период истории. иерархия – это система соподчинения, при которой в обществе каждая социальная группа занимает свойственное только ей, более высокое, или напротив, более низкое относительно других групп положение. клиентела – лат. – в Древнем Риме форма взаимоотношений между патроном и клиентом. В более широком смысле – отношения социальной зависимости, складывающиеся на этапе становления цивилизации на основе имущественного неравенства. консенсус – лат. – согласие, единодушие. кутии – горные племена, обитавшие в районе Загроса на стыке Верхней Месопотамии и Иранского нагорья. Вероятнее всего принадлежали к кавказской языковой семье. В XXIII в. до н.э. кутии господствовали в Нижней Месопотамии. легизм – лат. – школа «законников» - кит. назв. фадзя – одно из философских направлений в Древнем Китае, исходившее из идеи всесильного государства и неукоснительного исполнения законов. менталитет – лат. умственный – совокупность преобладающих в обществе духовных установок, умонастроений, традиций, привычек, имеющих отношение к социальной жизни, политике. Под ментальностью также понимают образ мыслей, комплекс умственных навыков, психологических установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. меритократия – греч. – власть лучших, наиболее достойных. мушкенумы – сословие свободных, но неполноправных людей в Старовавилонском царстве. ном – греч. – область, ограниченная естественными пределами, включающая обычно или приток крупной реки, или магистральный канал. Греки использовали это понятие изначально применительно к Египту, но потом оно было распространено и на другие регионы Древнего Востока. номад – греч. – кочевник. ориенталистика – лат. – востоковедение. Осевое время – понятие, введенное немецким философом культуры К. Ясперсом, для обозначения периода с VIII по II вв. до н.э., в течение которого произошел радикальный сдвиг в духовной жизни общества выражающийся в осознании радикального разрыва между мирским и трансцендентным порядками, что породило новое видение мира и места человека в нем. парадигма – лат. – совокупность общенаучных и мировоззренческих представлений, объединяющих различные теории, концепции и методологии, и доминирующих в течение более или менее длительного времени. политогенез – лат. – процесс складывания государственности и политической системы. псевдолатифундия – лат. – крупное государственное хозяйство при III династии Ура, внешне напоминающее владение римских магнатов. редистрибуция – централизованное перераспределение отчужденного избыточного продукта главой группы, вождем, правителем государства с целю обеспечить выполнение собственных ролевых функций, повысить свой авторитет, обеспечить поддержку ближайшего окружения и общества в целом. редукция – лат. – упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, более доступному для анализа. синойкизм – греч. – сселение жителей из мелких поселков и общин к центру номов. социогенез – лат. – процесс становления сложного стратифицированного общества. тамкар – торговый агент при храме или в государственном хозяйстве, являвшийся одновременно и административным лицом, и частным предпринимателем. тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных или растений; каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был присущ всем народам мира, а его пережитки сохранились во всех религиях. урбанизация – лат. – возникновение и рост городов, являющихся форпостами рождавшейся на Древнем Востоке цивилизации. фетишизм – фр. – культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных сверхъестественными свойствами. шрени – цеховая корпоративная организация ремесленников в Древней Индии. эвгемиризм – наделение мифических персонажей чертами реального исторического лица. эвристика – греч. – искусство нахождения истины, система логических приемов и методических правил теоретического исследования, метод обучения. эгалитаризм – фр. – равенство – принцип общественной жизни, предполагающий уравнительность. эмпирия – греч. – человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством наблюдения. энси – первоначально «жрец-строитель» в храмовом хозяйстве древнего Шумера, позднее – правитель номового государства. эпигоны – греч. – подражатели, ничего нового не вносящие в развитие той теории или учения, последователями которых они себя объявляют. эпиграфика – греч. – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние надписи, сделанные на твердых материалах (камень, металл, керамика и т.д.). [1] Неронова В.Д. Введение в историю древнего мира. Пермь, 1973. [2] Васильев Л.С. История востока. В 2 т. М., 1993. [3] В настоящий момент данный учебник находится в печати. Профессор В.А. Якобсон любезно предоставил нам возможность ознакомиться с его текстом в рукописи. [4] Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. I. С. 1. [5] Жекунин В.С. Историческая география. М., 1982. С. 4–5. [6] Кульпин Э.С. Бифуркация: Запад – Восток. М, 1996. С. 90. См. так же: Черняк Е.Б. Цивилизациография: Наука о цивилизации. М., 1996. [7] Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002. С. 24–25. [8] Коростовцев М.А. О понятии Древний Восток // Вопросы истории. 1970. № 1. [9] В этом разделе использованы выводы И.М. Дьяконова. См.: История Востока. Т.1. Восток в древности. М., 1997. Гл. I. С. 27–44. [10] Заблоцка Ю. История Древнего Востока в древности. От первых поселений до персидского завоевания. М., 1989. [11] Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М., 2002. Он же. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1990. [12] Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 1993. [13] Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993. С. 28. [14] Краткий курс истории ВКП(б). М., 1938. [15] Формация общественно-экономическая // Советская историческая энциклопедия. Т. 15. С. 246. [16] Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 7–8. [17] Цит. по: Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Вып. 1. Кризис историзма. Томск, 2001. С. 61–62. [18] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 120. [19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 121. [20] Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994. С. 7. [21] Данилевский И.Я. Россия и Европа. М., 1991. [22] Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. С. 35. [23] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 15. [24] Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. № 5. [25] Моссон В.М. Древние цивилизации. М., 1989. [26] Черняк Е.Б. Цивилизациография: наука о цивилизации. М., 1996. С. 7–8. [27] Ерасов Б.С. Цивилизации... С. 87. [28] См. например сб.: Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993. [29] Якобсон В.А. Введение к учебнику «История Древнего Востока» (в рукописи). [30] Якобсон В.А. Введение к учебнику «История Древнего Востока» (в рукописи). [31] История Востока. Т.1. Восток в древности. М., 1997. С. 15. [32] Зинин С.В. Китайская традиционная наука и Джозеф Нидем // Восток. 1997. № 1. [33] Рейснер Л.И. Цивилизация и формация: к вопросу о дуалистической природе исторического общества // Цивилизация и способ общения. М., 1993. С. 30–49. [34] История Востока. Т.1. Восток в древности. М., 1997. С. 23. [35] Советская историческая энциклопедия. М., 1974. Т. 6. [36] Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980. С. 174. [37] Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965. [38] Подробнее см.: Майоров Н.И., Хазанов О.В. История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания (из опыта кафедры истории древнего мира и средних веков ИФ ТГУ) // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. [39] С точки зрения исторической науки рождение Иисуса, если его рассматривать как исторический факт, реально относится примерно к 6 г. до н.э. Об этом см. ниже. [40] Масперо Г. История народов классического Востока. 1895–1899. Т. I–III. Мейер Э. История древности. 1884–1910. Т. I–V. Тураев Б.А. История Древнего Востока. 1912–1913. Т. I–II. [41] Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993. С. 35. [42] Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России // Сочинения. Т. IX. СПб., 1925. С. 232. [43] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1–3. М.–Л., 1950–1953. [44] Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. [45] История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997. С. 401. [46] Дьяконов И.М., Иванов В.В. О состоянии классического востоковедения в СССР // Народы Азии и Африки. 1989. № 5. С. 103. [47] Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. М., 2002. С., 235. [48] Струве В.В. История Древнего Востока. Л., 1941. С. 7. [49] Тюменев А.И. Государственное хозяйство Древнего Шумера. М.-Л., 1956. [50] Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977. [51] Берлев О.Д. трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М., 1972. Он же. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978. [52] Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. I–II. М., 1948, 1959. [53] Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. М., 1967. Ч. 1. М., 1984. Ч. 2. и др. [54] Die Geschichte des Altertums im Spiegel der sowjetischen Forschung. Darmstadt, 1980. [55] Струве В.В. К вопросу о специфике рабовладельческих обществ Древнего Востока // Вестник Ленинградского университета. Серия общественных наук 3. 1953. № 3. Он же. Государство Лагаш. М., 1961. [56] Тюменев А.И. Передний Восток и античность // Вопросы истории. 1957. № 6, 9. [57] История древнего мира. Т. I–III / Под ред. И.М. Дьяконова, И.С. Свенцицкой, В.А. Нероновой. М., 1982. [58] Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII–IV вв. до н.э. М., 1974. [59] Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963. Он же. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. [60] Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. Бонгард-Левин Г.М. индия эпохи Маурьев. М., 1972. Он же. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. [61] Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984. Самозванцев А.М. Теория собственности в древней Индии. М., 1982. [62] Крюков М.В., Сафронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М, 1978. [63] Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1983. Крюков М.В., Переомов Л.С., Сафронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. [64] Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае (221–202 гг. до н.э.). М., 1962. Он же. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Он же. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. [65] Дьяконов И.М. Община на Древнем Востоке в работах советских исследователей // Вестник древней истории. 1963. № 1. Алаев Л.Б. Сельская община Северной Индии. М., 1981. Райков А.Б. Л.Б. Алаев: община в его жизни. История нескольких научных идей // Восток. 2001. № 6. [66] Характерные черты двух стадий древности наиболее четко выделены В.А. Якобсоном в предисловии к I-ому тому «Истории Востока» (см.: История Востока. Т.1. Восток в древности. М., 1997. С. 23).
|