Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, смещающие кривую спроса






  потребительские ожидания  
       
вкусы и доходы потребителей   спрос   число покупателей
     
  цена на товары заменители  
           

 

3. Цена спроса - это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного количества товара.

4. При прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким - суть закона спроса. Причины: низкая цена доступна большему числу покупателей; подешевевший товар «притягивает» покупателей дорогого товара; снижение цены снижает расходы на товар и тем самым делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Теория спроса связана с теорией предельной полезности. Величина спроса и его изменение во многом определяется полезностью товара или услуг, что проявляется на рынке виде цены. Необходимо выделять в этой связи следующие понятия, общая полезность, предельная полезность и закон убывающей предельной полезности. Если предположить, что покупатель купил 5 кг. яблок, то они все имеют общую полезность. В процессе потребления каждое последующее яблоко приносит все меньшее удовлетворения. Отсюда, предельная полезность – это убывающая полезность каждого последующего потребленного яблока, а зависимость, которая проявляется в процессе потребления и означает, что по мере потребления каждой последующей единицы блага (яблок) их полезность для потребителя падает, это лежит в основе закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность каждой последующей единицы (яблок) снижается. Эта устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь экономических явлений и определяет указанный закон.

Предложение — это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цена других товаров, характер применяемой технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природные условия, ожидания производителей.

Функция предложения

QSA = f (PA, PB … PZ, K, L, N, E …)

где, ОА – объем предложения товара А в единицу времени,

РА, РВ... РZ – цена данного товара и других товаров,

Неценовые факторы, влияющие на предложение K – характер применяемой технологии, L – налоги и дотации, N – природные условия, E – ожидание производителей, … - возможные другие факторы.

 

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, положить фиксированными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены.

QSA = f1 (PA)

Функция предложения от цены может быть представлена, как в функция спроса, одним из 3-х способов: табличным, аналитическим, графическим:

График 2. Линия предложения. Уменьшение предложения.

 

Выводы из анализа представленного графика:

1. Изменение объема предложения — движение вдоль линии предложения (S1 или S2);

2. Изменение предложения — сдвиг линии предложения (от S1 до S2)

 

Факторы, смещающие кривую предложения

 

 

3. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара.

4. Чем выше цена, тем больше предложение товаров — суть Закона предложения.

График спроса показывает возможный объем данного товара при разных ценах, график предложения — возможный объем продажи при разных ценах. Но выявить цену, по которой действительно произойдет купля-продажа, можно только совместив оба эти графика.

 

 

Цена Р2, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара Е, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным количеством товара.

Условием формирования равновесной цены является «совершенная конкуренция», при которой: 1) на рынке большое число покупателей и продавцов, что исключает установление монопольных цен; 2) предлагаемый товар примерно одинаков по качеству; 3) покупателям и продавцам известны все рыночные цены.

Нарушение рыночного равновесия цен может происходить в основном под воздействием двух факторов: установление монопольной цены и налогообложения.

Отклонение от равновесной цены имеет негативные последствия, т.к. искусственное занижение цены оборачивается для покупателя дефицитом, очередями и ростом цен. Также возникает проблема качества товаров. Искусственное завышение цены оборачивается для продавца перепроизводством, затовариванием и снижением цены. Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики. Рост цены, при изменении налогообложения, вызывает снижение, как потребительских покупок, так и предложения облагаемых налогом товаров.

Эластичность спроса — это степень изменения объема спроса (предложения) в ответ на изменение влияющего на него переменного фактора (при прочих равных условиях). Различают «перекрестную» эластичность, а также эластичность по цене и доходу. По каждому виду можно рассчитать коэффициент эластичности — как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к заданному процентному изменению переменного фактора.

Спрос и предложение оказывают существенное влияние на рыночные доходы производства и коммерческой сферы. Это влияние обнаруживается через показатели эластичности спроса и предложения.

 

Коэффициент Изменение объема продаж товаров, %

эластичности Э =

(Э) Изменение цены, %

 

Спрос и предложение могут быть эластичными (Э> 1), неэластичными (Э< 1), а также единичной эластичности (Э1). Доходы возрастут при Э1, либо снизятся при Э< 1. Сдвиг равновесия происходит под влиянием изменения самого спроса и самого предложения. Варианты рыночной динамики равновесной цены: 1) спрос растет, предложение изменяется; 2) спрос падает, предложение не меняется; 3) предложение растет, спрос не меняется; 4) предложение падает, спрос не меняется; 5) предложение растет, спрос падает; б) предложение падает, спрос растет, 7) падают и спрос, и предложение; 8) растут и спрос, и предложение.

Способность цены приспосабливаться к рыночному изменению спроса и предложения означает, что рыночная экономика — саморегулируемая система. Взаимодействие спроса, предложения и цены — процесс, происходящий во времени. В экономической теории принято различать краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Краткосрочный период не позволяет изменить величину применяемых факторов производства, чтобы привести предложение в соответствие с изменившимся спросом. Среднесрочный период позволяет маневрировать только частью используемых факторов производства. Долгосрочный период позволяет изменить величину всех факторов производства.

Отсюда следует, что колебания спроса оказывают влияние на изменение цены в краткосрочном периоде, поскольку производитель не может быстро изменить факторы производства и масштабы предложения. В долгосрочном периоде решающее влияние цены вызывает уже изменения в величине предложения.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы приводят к соответствию объемов спроса и объемов предложения. Точка пересечения на графике не будет означать состояние рыночного равновесия.

 

Цена Ре при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара Qе, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным количеством товара. Способность конкуренции синхронизировать цена спроса и цена предложения приведет к рыночному равновесию. Это явление называется уравновешивающая функция цен.

Конъюнктура рынка чрезвычайно подвижна и, она может вызывать изменение спроса, предложения и самого равновесия.

Под воздействием неценовых факторов спроса и предложения происходит сдвиг, соответствующий кривой, в результате возникает новое рыночное состояние. Это движение на отдельном рынке можно представить в виде принципа «равновесие – неравновесие» и проиллюстрировать в виде графика

График 4. Рыночное «равновесие – неравновесия» на отдельном рынке.

Данный график может свидетельствует о чрезмерной подвижности конъюнктура рынка.

В экономической теории существуют две основные точки зрении по поводу установленных в условиях совершенной конкуренции равновесной цены: Л.Вальраса и А. Маршалла. Л. Вальрас считал, что если на отдельном рынке имеет место избыток спроса или избыток предложения, то в первом случае в результате конкуренции покупателей цены будет повышаться до тех пор, пока не исчернить избыток. Во 2-м случае, конкуренция продавцов также приведет к исчезновению избытка. В результате возникнет состояние рыночного равновесия. Эта позиция отражает движение рынка к равновесию. Эта позиция отражает движение рынка к равновесию в краткосрочном периоде. Точка зрения А. Маршалла отражает долгосрочный период развития рынка. Разница цены спроса и цены предложения, на которую больше реагируют продавцы, увеличивая или уменьшая предложения, в конечном итоге это приведет к состоянию равновесия. Конкуренция и механизм цен лежат в основе механизма саморегулирования рыночной экономики.

Устойчивость равновесия достигается в условиях колебательных движений экономики. Наибольший интерес вызывает паутинообразная модель, которая показывает затухающие колебания, в результате чего формируется равновесие.

 

График № 5. Паутинообразная модель.

Движение к равновесию проходит ряд этапов. Избыток предложения (АВ) толкает цены в низ (ВС), что ведет к образованию избытка спроса (СД). Это поднимет цены вверх (ДF), и снова образуется избыток предложения. В конечном счете, в результате затухающего колебания устанавливается равновесие.

В рыночной экономике важное значение имеют расчеты поведения спроса ил предложения под воздействием на них каких-либо факторов. С этой целью в экономической теории такое понятие вводится такое понятие как эластичность.

Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменения каких-либо факторов. Различают следующие виды: эластичность спроса от цены, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность и эластичность предложения.

По каждому виду можно рассчитать коэффициент эластичности – как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению переменного фактора. Эластичность спроса по цене как коэффициент рассчитывается следующим образом:

ЕРД = , где

Q – величина спроса;

Δ Q/Q – процентное изменение величины спроса;

Р – цена;

Δ Р/Р –процентное изменение цены.

ЕРД показывает, не сколько процентов изменяется спрос в случае изменения цены на 1 %.

Спрос называют эластичным, когда ЕРД > 1, что означает, спрос растет или снижается быстрее цены, неэластичным, когда ЕРД < 1. То есть, спрос растет (снижается). Имеет место единичная эластичность ЕРД = 1. Если измените цены цена не вызывает ни какого изменения спроса, то ЕРД = 0, ЕРД может быть равно ∞, в том случае, когда бесконечность малое изменение цены вызывает бесконечное изменение спроса.

График 6. Свойство эластичности.

Спрос считается эластичным, если реакция покупателя на изменение цены ярко выражена. Высокой эластичность отличается рынок мыла и моющих средств, а неэластичным – рынок хлебопродуктов, электролампочек. Даже при условии роста цены на последние товары, потребитель не откажется от их покупки, поскольку близких субститутов почти нет. Изменение эластичности спроса по цене происходит под воздействием следующих факторов:

  1. Наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар и наоборот;
  2. Фактор времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком;
  3. Специфика отдельных рынков. Ряд товаров покупаются вне зависимости от установления на них цен, например: лекарства, очки, протезы, инвалидные коляски и т.д.

Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по взаимозаменяемым или взаимодополняющим товарам. Он характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены на другой товар. Например, если цена на кофе увеличивается, а цена чая остается неизменной, то спрос на чай при прочих равных условиях возрастает. Коэффициент перекрестной эластичности на взаимозаменяемый товар имеет положительное значение, поскольку Е > 0, а по взаимодополняющим товарам – отрицательное Е < 0.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар А при изменении дохода потребителя на 1 %.

ЕJD = , где

ЕJD – коэффициент эластичности спроса по доходу;

J – доход покупателя;

Q - величина спроса.

Данный коэффициент применяется по отношению к «товарам Энгеля» (качественных и низкокачественных). С увеличением доходов спрос растет на качественные товары Е > 0 и наоборот.

Эластичность предложения характеризует реакцию предложения различных товаров на колебания их цены. Однако в отличие от спроса, предложение товаров меняется в том же направлении, что и цена. Реакция производителя на изменение рыночной цены зависит от фактора времени. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше возникает возможность воздействовать на объем производства и тем самым изменять объем предложения.

 

ТЕМА 4. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Примерный план лекции:

1. Рынок: сущность, виды, функции и структура.

2. Спрос: понятие, факторы, функция, закон, график.

3. Предложение: понятие, факторы, функция, закон, график.

4. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Рыночное хозяйство - это общественная форма организации эконо­мики, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимо­действие между производством и потреблением. Рынок - это сфера об­мена товаров и услуг, он базируется на общественном разделении труда

и выражает отношения собственности. Это механизм согласования эко­номических связей и интересов субъектов производства и потребления. Основные черты классической модели рынка:

1) экономическая свобода товаропроизводителей;

2) независимость потребителей, самостоятельно решающих у кого покупать продукцию;

3) чистая конкуренция;

4) свободный перелив капитала;

5) стихийное ценообразование под воздействием спроса и предложе­ния;

6) эквивалентный обмен по стоимости;

7) стихийное установление оптимальных пропорций общественного производства.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Опосредование общественного разделения труда между экономически обособленными товаропроизводителями. В результате осущест­вления этой функции рынок выявляет наиболее эффективные технологические связи между конкретными участниками общественного произ­водства.

2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процент­ные ставки, издержки производства, качество и ассортимент продукции и т.д. рынок предоставляет каждому контрагенту рыночных отношений объективную информацию об этом.

3. Стимулирование оптимальных пропорций отраслевого и терри­ториального разделения труда. В результате внутриотраслевой и межот­раслевой конкурентной борьбы устанавливаются оптимальные пропор­ции в структуре общественного воспроизводства.

4. Санирующая. С помощью конкуренции общественное производ­ство освобождается от низкорентабельных (убыточных) фирм и, напро­тив, стимулируются эффективные хозяйственные единицы (рыночный отбор). В результате повышается средний уровень эффективности народного хозяйства.

Субъекты рыночного хозяйства:

домашнее хозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц;

предприятие - экономическая единица, которая самостоятельно ис­пользует факторы производства с целью максимизации прибыли;

банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы;

государство - правительственные учреждения, осуществляющие регулирование и контроль общественного производства.

Классификация структуры рынка:

Критерии   Структура
По экономическому назначению   Рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок средств производства, рынок инвестиций, финансовый или денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок ноу-хау, теневой рынок
По географическому положению   Местный рынок, региональный рынок, национальный, мировой рынок
По степени ограничения конкуренции   Монополистический рынок Олигополистический рынок Свободный рынок Смешанный рынок и т.д.
По отраслям   Автомобильный рынок, компьютерный рынок и т.п.
По характеру продаж   Оптовый рынок, розничный рынок

 

Совокупность специальных рыночных учреждений (институтов) в экономической теории обозначается понятием «рыночная инфраструктура». Она включает банковскую и биржевую системы, страховые ком­пании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, аукционы, ярмарки.

Таким образом, рынок имеет ряд преимуществ: 1) эффективное распределение ресурсов; 2) гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям; 3) экономическая свобода производителей и потребителей; 4) максимальное использование достижений НТП; 5) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны рынка: 1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 2) не имеет экономической защиты окружающей среды; 3) не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен; 4) не обеспечивает действенной мотивации НИОКР; 5) подвержен нестабильному развитию и соответствующим рецессионным и инфляционным процессам.

Рыночный механизм - это совокупность взаимодействия спроса, предложения и цены.

Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах и услугах.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желает купить отдельное лицо, группа людей или насе­ление в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Факторы, воздействующие на выбор покупателя К числу этих условий относится цена данного товара, цена других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения покупателей, ожидание потребителей.

 

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:

QДА = f (РА, РВ.. PZ, J, T, E …),

где, QДА – объем спроса на товар А в единицу времени,

РА – цена товара А,

РВ.. PZ – цена других товаров,

Неценовые факторы, влияющие на спрос J – денежный доход, Т – вкусы и предпочтения, Е – ожидание потребителей, … - другие возможные факторы, определяющие объем спроса.

 

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, положить фиксированными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены:

QДА = f1 (PA)

Функция спроса от цены представляется одним из 3-х способов: табличным, аналитическим, графическим.

График 1. Линия спроса. Увеличение спроса.

 

Выводы из анализа представленного графика:

1. Если изменилась цена данного товара, но не изменись значения прочих факторов, определяющих объем спроса, то произошло изменение объема спроса. В этом случае происходит движение вдоль линии спроса (Д1 или Д2).

 

Динамика спроса   2. Если изменились прочие факторы, определяющие объем спроса, то произошло изменение спроса. В этом случае происходит сдвиг линии спроса (от Д1 к Д2).
 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал