Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы существования и передачи психологических знаний






 

Основными источниками психологических знаний являются:

1) Житейская психология. Это психологическое знание, которое мы получаем в семье, во дворе, при общении со сверстниками и старшими товарищами. Мы познаём мир окружающих людей, учимся их понимать и взаимодействовать с ними. Житейская психология - основа нашего мировоззрения, однако её недостатком зачастую является наличие множества суеверий, ложных стереотипов и предубеждений.

2) Научная психология. Это профессиональное психологическое знание. Существует более 200 направлений в современной психологической науке и практической психологии. Нередко специалисты в одной из отраслей психологии не осведомлены в идеях и процессах каких-либо иных отраслей. Например, специалист в области психологии рекламы может быть абсолютно некомпетентен в области зоопсихологии или психологии спорта.

3 ) Художественная литература, киноискусство и другие виды искусства. Это мощные источники и средства передачи психологического знания. Нередко художественная литература " подготавливала" идеи, которые впоследствии учёные-психологи отражали в научной форме. Художественные произведения нередко намного лучше учебников помогают понять природу и душу человека.

4) Философия и богословие, эзотерические системы. Как самостоятельная научная дисциплина психология формируется лишь в 19 веке. До этого периода психологическое знание содержится в философских и богословских источниках, а также в т.н. " эзотерических" источниках. Например, многие школы йоги - это не только путь физического, но и психологического, личностного совершенствования.

5) Опыт иных групп профессионалов, работающих с людьми. Практики бизнеса, менеджмента, юридическая практика - богатый источник психологических приёмов и техник. Бизнесмены и юристы, а также многие другие профессионалы (в частности, военные) самостоятельно вырабатывают психологические техники взаимодействия с людьми и воздействия на них. Зачастую эти техники засекречены и лишь спустя какое-то время становятся известны психологическому сообществу.

Задачи " академического" психологического направления

 

Академическая психология - это научная психология. Если проводить параллель с сообществом музыкантов, то психологи-академисты аналогичны теоретикам, музыковедам. Их задача - исследование психологических явлений и процессов, создание общезначимых научных теорий. Психологи-академисты - это учёные, преподаватели, научные сотрудники. Как правило, они специализируются на какой-либо отдельной, узкой проблеме, прорабатывая её досконально. В своей работе используют методы статистики, математики. Итоги своих исследований " академисты" помещают в книги. Знания по академической психологии мы также чаще всего черпаем из книг или лекций преподавателя.

 

Задачи " практической" психологии

 

Практическая психология - это система психологической помощи и поддержки, а также средство личностного развития людей. Если проводить параллель с сообществом музыкантов, то психологи-практики аналогичны исполнителям, преподавателям и методистам. Их задача - практическое решение проблем человека или группы, помощь людям. Как правило, психологи-практики не специализируются на какой-либо отдельной проблеме, работают достаточно " широко", так как запросы конкретных людей весьма обширны. Для большинства из них не важна статистическая значимость результатов, каждый конкретный случай работы самоценен. Итоги своей работы практики не всегда фиксируют и публикуют, что нередко вызывает сожаление, так как всегда ценно делиться опытом с коллегами. Знания, а особенно навыки по практической психологии из книг получить очень сложно, нередко невозможно, поэтому обучение практической психологии идёт напрямую от учителя к ученику.

Музыкант, педагог по специальности, добившийся высоких результатов у своих учеников, обязательно является отличным " практическим психологом", так как решает не только узкопрофессиональные методические задачи, но и занимается формированием целостной личности ученика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал