Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фундаментальный анализ инвестиций
Осуществление эффективной инвестиционной деятельности требует информации об окружающей экономической среде, об изменении основных факторов этой среды, поскольку эта информация в значительной степени определяет состояние объекта инвестирования. К этим фундаментальным факторам можно отнести валовой внутренний продукт, инфляция, валютный курс, процентные кредитные ставки, параметры федерального и регионального бюджета, состояние денежной сферы, торгового и платежного баланса, проводимая государством финансовая и денежно-кредитная политика. Кроме этих факторов инвестору при принятии решений необходима информация об инвестиционной привлекательности конкретных регионов, отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. Все указанные факторы определяют протекание экономических, в том числе и инвестиционных процессов - в частности, процессов, протекающих на фондовом рынке. Анализ этих фундаментальных факторов для оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг называется фундаментальным анализом. Фундаментальный анализ исследует экономические факторы, относящиеся к деятельности эмитента, а также процессы, происходящие на макроэкономическом уровне и влияющие на состояние дел в отрасли или экономике в целом. В основе американской школы фундаментального анализа лежит классический труд Бенджамина Грэхема (англ. Benjamin Graham) и Дэвида Додда (англ. David Dodd) «Анализ ценных бумаг» (англ. «Security Analysis»), опубликованный ими в 1934 году. Профессиональный подход к оценке качества ценных бумаг, называемый фундаментальным анализом, позволяет инвестору выбрать конкретный финансовый актив конкретного эмитента для инвестирования средств. Фундаментальные аналитики пытаются ответить на вопрос " сколько должна стоить акция? ", " какова справедливая цена акции? ". Если акция " недооценена", аналитик даст рекомендацию " покупать", если " переоценена" – " продавать". Фундаментальный анализ проводится на четырех уровнях: макроэкономический, региональный, отраслевой и микроэкономический. Макроэкономический фундаментальный анализ предназначен для выявления общих тенденций, характеризующих состояние экономики страны в целом и крупные ее частей, таких, как промышленность, сельское хозяйство и т.д. Анализ состояния экономики страны в целом показывает, насколько благоприятна общая макроэкономическая ситуация для инвестирования. Результаты данного анализа и прогнозы развития осуществляются специализированными организациями и публикуются в печати. В макроэкономическом фундаментальном анализе можно выделить следующие блоки: -валовой внутренний продукт (ВВП), производство и услуги; -доходы населения и структура доходов, рынок трудовых ресурсов, занятость; - платежный баланс; - денежная сфера, кредитно-денежная политика, валютные курсы; - финансовая политика, система налогообложения; - фондовый рынок, динамика (кинетика) фондовых индексов; - инфляция. Фундаментальный анализ регионального уровня аналогичен макроэкономическому фундаментальному анализу (с поправкой на масштаб) и оперирует экономическими факторами, которые характерны для данного региона. Третий уровень - отраслевой фундаментальный анализ. Цель отраслевого фундаментального анализа - оценка инвестиционной привлекательности отрасли, в которую предполагается осуществить вложение экономических ресурсов. Инвестиционная привлекательность отрасли можно характеризовать следующими основными показателями: - темпы роста объемов промышленного производства; - рентабельность производства и активов; - скорость оборота капитала; - темпы роста цен на факторы производства, которые используются в отрасли (сырье, материалы, комплектующие изделия, заработная плата и др.); - значения уровней финансового и производственного рычагов; - инновационные показатели: уровень патентно-лицензионной и изобретательской деятельности, число реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В целях анализа отрасли можно группировать следующим образом: - рождающиеся отрасли; - растущие, развивающиеся отрасли; - стабильные отрасли; - цикличные отрасли; - увядающие (стареющие) отрасли; - спекулятивные отрасли. По итогам этого анализа инвестор выбирает отрасль для вложения средств - даже при неблагоприятной общей макроэкономической ситуации можно найти отрасли, куда возможно с выгодой вложить средства. Четвертый уровень фундаментального анализа - анализ компании-эмитента анализируемых ценных бумаг. Анализ данного вида является наиболее трудоемким и сложным анализом и проводится в двух вариантах: анализ финансовой отчетности предприятия (финансово-экономический анализ) и анализ факторов, определяющих стоимость ценных бумаг компании-эмитента. Информацию, относящуюся к деятельности предприятия необходимо проанализировать за ряд лет (не менее, чем 2-3 последних года). Источники информации для анализа: - официальная отчетность компании; - публикации в прессе; - данные компьютерных информационных систем, баз данных; - выступления руководителей компании; - результаты исследований специализированных организаций (рейтинги компании-эмитента и конкурирующих компаний). Можно выделить следующие методы финансово-экономического анализа: горизонтальный анализ, или метод динамических коэффициентов (определение тенденций изменения экономических и финансовых показателей); вертикальный анализ, или метод структурных коэффициентов. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия проводится на основе его финансовой отчетности, среди которой можно выделить: - баланс предприятия (форма № 1); - отчет о финансовых результатах (форма № 2). При этом анализу подвергаются: -структура активов предприятия и их состояние (оценка имущественного положения); -ликвидность; -финансовая устойчивость; -платежеспособность; -деловая активность; -рентабельность; -положение на рынке ценных бумаг. Рассчитываемые показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности анализируются по годам, сравниваются с аналогичными показателями других компаний, и выявляются тенденции в развитии данной компании. Кроме общепринятых показателей финансового анализа рассчитывают показатели инвестиционной деятельности компании: -финансовый рычаг (отношение величины заемного капитала предприятия к величине собственного капитала (норма 50% и ниже); причем можно исследовать влияние только долгосрочных кредитов, либо взять сумму долгосрочных и краткосрочных кредитов (тогда коэффициент финансового рычага выше); -рентабельность собственного капитала (отношение чистой (нераспределенной прибыли к величине собственного капитала); при этом исследуется динамика (кинетика) этого показателя; -покрытие дивидендов по привилегированным акциям (отношение суммы чистой прибыли к сумме требуемых дивидендов); -покрытие дивидендов по обыкновенным акциям (отношение разности чистой прибыли и дивидендов по привилегированным акция к величине дивидендов по обыкновенным акциям); -коэффициент выплаты дивидендов (отношение выплаты дивидендов на одну обыкновенную акцию к величине прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию); -дивидендный доход (отношение дивидендов на одну обыкновенную акцию к рыночной цене акции); -коэффициент уверенности (отношение рыночной цены акции к прибыли на одну акцию), чем выше этот коэффициент, тем в большей степени инвесторы уверены, что будущие доходы превысят прошлые, и что цены на акции вырастут.
|