Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки Преображенского
" Преображенское, или Преображенск, как его называли в Петровское время, явился в полном смысле слова столицей преобразования России, пока оно начиналось, зарождалось в Москве", - писал историк Москвы XIX века Иван Забелин. Преображенское. Впервые это название упоминается в летописи в 1661 году в связи со строительством здесь Потешного дворца. Появилось оно на дороге Стромынке, или, как ее еще называли, Хомутовке, ведущей в Суздаль, Кострому, Нижний Новгород. Рядом, в сокольничих полях, любил охотиться царь Алексей Михайлович. Живописные когда-то берега Яузы покорили его, и повелел царь возвести здесь летний дворец, а также заложить сады и огороды. А что же на этих землях было раньше? В первой половине XV века на правом берегу Яузы стояла небольшая деревенька и принадлежала она боярину Дмитрию Руне (Рунову), отцу прославленного воеводы. Затем земли перешли к Алексеевскому женскому монастырю, основанному еще около 1360 года митрополитом Алексием по желанию его сестер Евпраксии и Юлии. Писцовая книга 1573-1574 года указывает, что была на месте сегодняшнего Преображенского деревня Мельница с " худой" землей. Ее именовали также Собакиной пустошью, вероятно, по ранним владельцам. В 1622 году настоятельница Алексеевского монастыря отдала эти земли в оброк князю Ивану Барятинскому в пожизненное владение. Князь возобновил здесь мельницу, возведенную когда-то " колдуном" Хапило, и построил плотину. Однако эти земли очень скоро снова стали монастырскими. В 1657 году Алексей Михайлович Романов, которому полюбились эти места, приобрел у Алексеевского монастыря несколько десятин земли по обоим берегам Яузы, основав там одну из загородных охотничьих резиденций. А в 1661 году на берегу Яузы появились первые полотняные церкви Успения и Преображения. В 1669 году стрельцами возводится деревянная пятиглавая церковь Воскресения Христа. Удивителен был ее иконостас, выполненный лучшими русскими иконописцами Оружейной палаты конца XVII начала XVIII века Кириллом Улановым и Полуектом Никифоровым. Талантливый зоограф Никифоров от рождения был безруким и образ Спаса Нерукотворного писал, держа кисть губами. К сожалению, все работы талантливого мастера утрачены. В 1672 году в Преображенском, неподалеку от царских покоев, была построена первая комедийная хоромина. Душой театрального дела или, говоря современным языком, главным продюсером был Артамон Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны Нарышкиной - второй жены Алексея Михайловича и матери Петра Первого. Преображенское эпохи Петра Алексеевича - стало новой страничкой в истории района. После венчания на царство царевичей Петра и Ивана Алексеевичей в 1682 году и стрелецкого бунта Петр вместе с матерью был удален от правления и дворцовой жизни. Жили они в основном в Преображенском. Для развлечений, игр и забав Петр набрал себе товарищей из детей приближенных бояр, дворян и служителей. Он не только играл в военные игры, но и устраивал настоящие учения с вооруженными солдатами. Из этих " потешных" солдат в 1687 году сформировались два доблестных полка - Преображенский и Семеновский, ставшие основой армии Петра Великого. В 1688 году Петр I спустил на Яузу первый ботик. Так на левом берегу Яузы началось строительство русских судов. Здесь по образцу голландской галеры изготовили части 22 галер 4 брандеров. Именно эти суда принесли победу Петру под Азовом. Так, Преображенское, далекое от морей и крупных судоходных рек, оказалось причастным к первым страницам истории отечественного флота. Дворец, возведенный Алексеем Михайловичем, ветшал. И тогда в 1692 году на левом берегу Яузы строится новый Преображенский дворец. Он был очень скромным и простым в убранстве. Неподалеку от него находилась Съезжая изба, где собирались деловые люди и вершили государственные дела. С 1697 года Генеральный двор преобразовывается в Преображенский приказ. Это одна из самых печальных страниц истории не только Преображенского, но и всей России. Сюда, в Преображенское, привозили стрельцов, участвовавших в бунте и всех инакомыслящих. С мятежниками расправлялись самым жестоким образом. Их допрашивали, пытали и казнили. Сажали на кол, выкалывали глаза. Кровь лилась рекой. Через Преображенское прошло много дел. Разбиралось здесь и дело царевича Алексея Петровича, насильно возвращенного из-за границы. С возникновением Петербурга Петр покидает Москву… А после смерти императора Преображенское теряет военный уклад, и уже к 1730-му году здесь в основном проживают разночинцы. Прошло триста лет, а в названиях улиц и переулков Преображенского и ныне звучит эпоха Петра. Это улицы Бухвостова и 9-я Рота, Потешная, Барабанный переулок и другие. В 1742 году было закончено строительство Камер-Коллежского вала, и Преображенское стало московской окраиной. Здесь строится каменная Преображенская застава, появляются рынок и кабак. В 1743 году сержант Преображенского полка купил на свои деньги деревянный сруб в Семеновской слободе и привез его в Преображенское, чтобы устроить полковую церковь. В 1747 году она была освящена во имя Петра и Павла.
А еще через три года местный священник Петр Фадеев освятил при церкви престол во имя Спаса Преображения, ставший позднее главным. В 1768 году храм был перестроен в каменный. Полковую церковь очень любил Преображенский гвардейский полк, дислоцировавшийся уже в Санкт-Петербурге. Посещая Москву, гвардейцы всегда посещали и храм, где в честь них проходил молебен. В иконостасе находилась икона, подаренная Преображенским полком. Церковь простояла до 1964 года. Ее взорвали во времена хрущевской оттепели, когда прокладывали метро. Не смогли его отстоять ни старушки, круглосуточно дежурившие у храма, ни 90-летний английский ученый лорд Бертран Рассел, ни французский писатель Франсуа Мориак. Однако станцию построить так и не удалось, она обвалилась. О первой полковой церкви напоминает деревянный крест. В 1999 году Московской Патриархией был зарегистрирован приход церкви Спаса Преображения. Но вернемся к XVIII веку - новому этапу в развитии Преображенского, связанному, прежде всего со старообрядчеством. В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Она уносила тысячи жизней. Люди, доведенные до отчаяния, бежали из Москвы, невольно становясь распространителями страшной болезни. Богатый купец-старообрядец Илья Ковылин получает разрешение на строительство карантинного дома и лазарета. Он арендует у черкизовского купца землю и строит Преображенский богадельный дом. Так в Преображенском возникает община беспоповского толка федосеевского согласия, и село становится крупным старообрядческим центром. В это же время появляется и Преображенское кладбище. В1784 году начинается строительство двух старообрядческих монастырей. Автором этого великолепного ансамбля является архитектор Ф.К. Соколов. В этом же году возводится и Успенская часовня. В 1809 году старообрядцы получают разрешение называть их монастыри Богадельным домом, а через два года строится Крестовоздвиженская часовня. В 1865 году часть территории монастыря отошла к вновь организованному Никольскому единоверческому монастырю. Он был открыт на территории мужского отделения Преображенского богадельного дома. На территории же Никольского единоверческого монастыря находится храм святителя Николая, построенный в конце XVIII века как соборная часовня старообрядческой общины.
В 50-е годы XIX века он был освящен как единоверческий храм. Главный его престол посвящен святому Николаю, правый - Успению пресвятой Богородицы. В настоящее время старообрядцам принадлежит только единый придел. Другую половину занимает православная церковь. В храмах и часовнях монастырей до самой революции находились громадные собрания древних икон, а также уникальная Хлудовская библиотека Преображенского монастыря, которая по ценности была второй после Румянцевской. Вблизи Преображенской старообрядческой общины селилось много приверженцев этой веры. Селись они и в Черкизове. Это село на 300 лет старше Преображенского, и у него своя удивительно интересная история. Ведь именно в Черкизове в течение нескольких столетий находилась летняя резиденция митрополитов. Эти земли когда-то принадлежали золотоордынскому царевичу Серкизу, принявшему крещение и получившему христианское имя Иван. Недолго он владел селом и продал его соплеменнику Илье Азакову, который и поставил в честь своего покровителя деревянную церковь Илии Пророка. В скором времени эти земли покупает митрополит Алексий, воспитатель Дмитрия Донского, и после его смерти Черкизово отходит к Чудову монастырю. В 1690 году на месте деревянной церкви возводится новый каменный храм. Теперешний свой вид он приобрел в 60-х годах ХIХ столетия, когда был устроен алтарь в Честь Воздвижения Честного Креста Господня. С двумя приделами, во имя пророка Илии и святителя Алексея. У этого храма счастливая судьба. Он никогда не закрывался. Рядом находилась митрополичья дача, построенная талантливым архитектором Карнеевым, мастером деревянного русского зодчества. Здесь любил отдыхать Апостол Америки и Сибири, как его называли, святитель Иннокентий. Черкизово, в отличие от Преображенского, вошло в состав Москвы только в начале ХХ века, правда формально. Вплоть до 60-х годов, пока деревня не вошла в Куйбышевский район Москвы, почтовый адрес указывали: Москва, деревня Черкизово. На протяжении нескольких веков по-разному складывалась судьба Преображенского и Черкизова. Теперь это один, монолитный район Восточного округа. В нем более 50 улиц, переулков и площадей. И в них отражена вся история не только района или Москвы, но и России.
|