![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастные кризисы женщин ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Возраст – значимый аспект взаимодействия специалиста по психосоциальной работе и клиента-женщины. Возраст, в соответствии с научными критериями, определяется по ряду признаков: а) по характеру требований, которые предъявляются к человеку на данном этапе его развития, и особенностям условий жизни; б) по особенностям отношений человека с окружающими его людьми; в) по уровню развития его психической структуры личности; г) по типу знаний и деятельности, которыми он овладевает; д) по совокупности определённых физиологических особенностей. Возраст – понятие многогранное. С точки зрения биологического подхода он определяется по состоянию обменных процессов, органов и систем (это биологический возраст). Хронологический возраст определяется с момента рождения. Психологический диагностируется по уровню развития психических процессов. Эти возрасты могут не совпадать. Тогда целостность личности ставится под сомнение. В социальной работе принято пользоваться возрастной периодизацией Д. Б. Бромлей (1966г.) Она включает 5 циклов жизни человека: Первый цикл – утробный: 1 стадия – зигота (оплодотворённое яйцо) 2 стадия – эмбрион 3 стадия – плод 4 стадия – момент рождения Второй цикл – детство (0-13 лет): 1 стадия - младенчество (0-1, 5 года) 2 стадия – дошкольное детство (1, 5-5лет) 3 стадия – раннее школьное детство (5-13лет) Третий цикл – юность (13-21 год): 1 стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность)- 11-15 лет 2 стадия – поздняя юность – 15-21 год Четвёртый цикл - взрослость (21-65 лет): 1 стадия – ранняя взрослость (21-25 лет) 2 стадия – средняя взрослость (25-40 лет) 3 стадия – поздняя взрослость (40-55 лет) 4 стадия – предпенсионный возраст (55-65 лет) Пятый цикл – старение (65-70 лет и далее): 1 стадия – «удаление от дел, отставка» (65-70 лет) 2 стадия – старость (после 70 лет и далее) 3 стадия – дряхлость (после 90 лет) и смерть.
Знания о развитии сознания и тела человека во времени позволяют выстроить формулу жизни применительно для женщин по принципу: от возрастного кризиса к очередному возрастному кризису: 0 – кризис новорождённости - 1-ый психический удар. Переход от внутриутробного существования к индивидуальной жизни, появление на свет. Главная задача – закричать. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение. 1 год - кризис первого года жизни. Основная задача возраста – встать на собственные ноги для освоения пространства, цвета, звуков, времени начала говорить. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Осуществляя её, девочка накапливает силы для перехода на новую ступень возрастного развития. 3 года – кризис самости. Основная задача возраста – делать хоть что-нибудь и научиться говорить: «Я сама!». Ведущая деятельность – игровая. В процессе игры в куклы и в результате участия в ролевых играх («В школу», «В семью» и т.п.) девочка развивает собственную материнскую сферу. 6 лет - начало школьного периода - 2-ой психический удар. Задача возраста – включаться в общественную жизнь там, где это возможно, по принципу: «Давай вместе!». Ведущая деятельность – учебная, т.е. познание начал наук. Девочка демонстрирует своим поведением безусловное принятие психологии старших. 12 лет - кризис подросткового возраста – он начинается с сомнения в правоте взрослых и попытки высказать своё иное мнение, спровоцировав родителей на конфликт. Это пора романтической любви, Задача возраста – осознать свою половую принадлежность и принять её, научиться уподобляться (идентифицироваться) и выделяться (обособляться), отдавать себе отчёт, на кого и чем 16 лет – кризис пересадки корней – переход с позиции критического восприятия родителей к сотрудничеству с ними. Задача возраста - освоить интимно-личностное общение и научиться избирательно относиться к опыту старших. 21 год - начало кризиса, в процессе разрешения которого девушка выстраивает план на всю жизнь. Задача возраста – вскружить голову максимальному количеству женихов и выбрать спутника жизни, определить траекторию карьерного роста; принятие из опыта предшествующих поколений того, что кажется прогрессивным. 30 лет - коррекция плана на всю жизнь. Задача возраста – родить ребёнка, переоценить ценности, внести коррективы в свой отклонившийся от реальности жизненный план. Ведущая деятельность – репродуктивный труд, а также профессионально-трудовая. 37 лет - кризис середины жизни – 1-ый жизненный итог. Задача возраста – к 45 годам достичь расцвета во всех сферах жизни и осознать свои достижения; переоценить опыт старших поколений по новым критериям; отбросить лишнее и нереальное, более точно расставить приоритеты в жизненных целях, возможно, даже трансформироваться для движения в ином направлении. Тело начинает подавать сигналы о том, что оно стареет, поэтому женщине в этом возрасте важно перенести акценты с привлечения к себе внимания молодостью и красотой на поиск ситуаций, где можно утвердиться умом и компетентностью, которые не менее сексуальны, чем красивое молодое тело. 45 лет - кризис зрелости – 2-ой жизненный итог. Задача возраста – уход в себя и затем- годам к 50-и выход в свет в новом качестве. Осознание и выражение своих подлинных чувств, проявление душевных качеств. Переоценка ценностей, связанных с домом и карьерой. Освоение роли бабушки. Поиск взаимности и глубины в отношениях. Осознание своей женской власти и перспектив для самоутверждения. 55 лет – кризис социальной жизни, выход на пенсию. Задача возраста – уйти из профессионально-трудовой сферы и освоить досуговую деятельность, в которой есть возможность исполнять роль бабушки, переживать духовные взлёты, стать мужу коллективом, другом, начальником и подчинённым одновременно. Это этап обобщения и сохранения собственного опыта. 60 лет – кризис пожилого возраста. Основная задача с этого возраста - поиск подходящей, омолаживающей досуговой деятельности и подопечных для передачи накопленного опыта. 70 лет – кризис старости. Задача возраста – воспоминание и просмотр прожитого, поиск терпеливого слушателя, способного переносить назидания и поучения. В этом возрасте женщины полноценно общаются с себе подобными и с социальными работниками, некоторые находят взаимопонимание с внуками и правнуками. 80 лет – начало движения к кризису долгожительства, которое станет фактом, если женщина достигает возраста 90 лет. Задача возраста – осознание своего достижения - перехода на этап, прожив который, женщина получает статус долгожительницы.
|