![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и проблема исследования
При проведении исследования важно учитывать основные методологические принципы: – принцип противоречия – проблема – это всегда противоречие между желаемым и возможным, известным и искомым; – принцип оценки – любые события, явления, противоречия оцениваются по критериям важности, актуальности, сложности, связи с другими явлениями; – принцип распознавания – состоит в необходимости отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности его к определенной типологической группе. Реализация методологических принципов на практике помогает найти наиболее эффективный вариант проведения исследования и его целенаправленного осуществления. В основе любой исследовательской деятельности лежит проблема. Именно она определяет средства, методы, подходы, предполагаемые результаты, ориентиры и ограничения, т. е. всю совокупность составляющих методологии исследования. Проблема – это противоречие, решение которого требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, изыскания новых средств и ресурсов. Проблема всегда характеризуется неопределенностью. Исследователю следует отличать проблему от задачи. Основное отличие этих категорий состоит в том, что задача всегда имеет типовые схемы, алгоритм решения, а проблема требует их создания с элементами новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий. Все проблемы в зависимости от глубины их познания разделяют на три класса: 1) хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы. В таких проблемах существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах и символах, получающих, в конце концов, численные оценки; 2) неструктурированные или качественно выраженные проблемы. Такие проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны; 3) слабоструктурированные или смешанные проблемы. Содержат и количественные, и качественные элементы, причем малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать. Различают также проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. 1) неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: – они возникли на базе определенной теории, концепции; – это трудные, нестандартные задачи; – их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; – пути решения проблемы неизвестны. 2) развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Существуют определенные трудности в выявлении проблем. Это принятие симптомов за проблему, предвзятое мнение о причинах проблемы, взгляд на проблему с учетом только одного аспекта, игнорирование того, как проблема воспринимается в разных частях социально-экономической системы, и др. С точки зрения методологии исследований проблеме присуще следующие параметры: – качество проблемы; – определение проблемы; – постановка проблемы. Рассмотрим подробнее данные параметры. Качество проблемы – это ее реальность, актуальность, возможность решения, предполагаемый результат. Определение и распознавание проблемы как предмета исследования требует выполнения множества последовательных операций. 1) формулирование проблемы, в которое входит: – вопрошение – постановка вопроса исследования; – контрадикция – фиксация противоречия, лежащего в основе проблемы; – финитизация – описание предполагаемого результата; 2) построение проблемы, в которое включены: – стратификация – расщепление, декомпозиция проблемы на подвопросы; – композиция – группировка и определение последовательности решения подвопроса; – локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования; – вариантификация – обеспечение возможности замены одного вопроса другим и поиск альтернативы для всех элементов проблемы. 3) оценка проблемы, в которую входит: – кодификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, методики (выделить время для занятий, обеспечить литературу, обеспечить деньгами); – инвентаризация – проверка наличных возможностей (есть литература, но нет финансов); – когнификация – выявление степени проблематичности, соотношение известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании (если есть возможность, будет ли желание учить); – уподобление – нахождение решенных проблем аналогично решаемой; – квалификация – отнесение проблемы к определенному типу; 4) обоснование проблемы, в которое включены: – экспозиция – установление ценностных, содержание идентичных связей данной проблемы с другими; – актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; – компрометация – выдвижение возражений против проблемы; – демонстрация – объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации; 5) обозначение проблемы. в него включается: – экспликация понятий – перевод проблемы на иной научный или естественный язык; перекодировка используемой информации; – интимизация – выбор словесной нюансировки, выражение проблемы и набор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл. Такой порядок действий является типичным для определения проблемы. Однако последовательность и наличие всех приведенных операций могут быть изменены в зависимости от опыта и квалификации исследователя. Постановка проблемы имеет несколько уровней, которые во многом обусловлены как профессионализмом исследователя, так и сложностью самой проблемы: – интуитивный уровень; – постановка проблемы в соответствии с принятыми правилами; – обработка проблемы в соответствии с целями и стратегией организации и др. Для эффективной постановки проблемы следует придерживаться следующих требований: – констатация следствия – констатируется то, что неверно, а не почему неверно; – фокусировка на различии между тем, что есть, и тем, что должно быть – это различие представляет собой изменение или отклонение от нормы, стандарта; – измеримость проблемы – насколько важна проблема в абсолютных и относительных величинах, например, объем потерянного рабочего времени или денег, или как она сказывается на социально-психологическом климате в коллективе; – точность формулировки – избегание двусмысленных категорий. Постановка проблемы не должна отвечать всем требованиям, однако, чем большим критериям она соответствует, тем точнее она становится.
|