![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система индикативного управления экономикой Пензенской области ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия. С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории. Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]: · индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами); · если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам; · цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов; · план должен быть сбалансирован по всем ресурсам. Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88]. В качестве субъектов этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия. Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89]. 1. Государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления. 2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции). 3. В качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются специально разработанные индикаторы. 4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект – с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс. Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов. Оценка реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального и прогнозируемого состояния объекта управления. Индикатор, установленный «в точках» рассогласования реального и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий. Эти индикаторы используются для [1]: · оценки реального социально-экономического положения Пензенской области; · оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий; · задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление; · контроля за достижением запланированных результатов; · принятия регулирующих воздействий; · оценки деятельности исполнительных органов государственной власти; · оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов. В составе СИУЭР ежегодно формируется [1]: 1. доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы; 2. региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы); 3. государственный заказ на управление; 4. соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов; 5. государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год; 6. региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы; 7. нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год; 8. проект бюджета Пензенской области на планируемый год. Управление финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области. Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области. Заключение
Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации. Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления. Несмотря на положительные моменты, связанные с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.
|