![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура, формы и исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия). Философия как системно-рационализированное мировоззрение.
Главными компонентами мировоззрения являются: · Знания (и основанные на них взгляды и убеждения). Взгляды как определенная система знаний, выраженная в представлениях и понятиях, составляют основу мировоззрения. Но не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Знания становятся компонентами мировоззрения тогда, когда превращаются в убеждения, в уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения выступают как качественная характеристика знаний. · Ценности (нормы и идеалы). В идеалах содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Система ценностных ориентаций играет большую роль в индивидуальном и общественном мировоззрении. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. · Программы действия.
Можно говорить о мировоззрении общества на определенном этапе его развития. При этом выделяют мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Мировоззрение есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый вид отражения происходит на уровне ощущений. Он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, явления, а не сущности. Следующие уровни отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь уже создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Но и на этом уровне еще чувства преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность Явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. На этом уровне мировоззрение можно назвать миропониманием, именно его и представляет философия. Итак, философию можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия - самый поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип, который формировался на ранних стадиях развития общества и представлял первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось здесь как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Мифические существа, порожденные человеческой фантазией, - боги, духи, герои, наделялись человеческими чертами, совершали человеческие поступки. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, нераздельности человека и природы. Каково соотношение мифологического и философского мировоззрения? · В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа. · В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме. Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. · В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и героев. В философии считается, что человек самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее, т.е. философия – не сама мудрость, а стремление к ней.
Религиозное мировоззрение сформировалось на более высокой стадии развития общества. Оно, как и мифология, является попыткой рационализации непостижимого, но отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном мире, общаются с людьми. Каково соотношение религиозного и философского мировоззрения? · Философия опирается на рационально-теоретическое знание. Религия опирается, прежде всего, на веру в сверхъестественное. · Философская мысль нуждается в свободе от догм, она все подвергает сомнению и не опирается на авторитеты. Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств. · Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (трансцендентный). Итак, философское мировоззрение отличается от мифологии и религии ориентацией на рациональное объяснение мира. На смену образу и символу приходит логос – разум. Философия является специально разрабатываемым учением о мире, месте человека в нем, теоретической основой мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.
|