![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психоанализ
Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр. Он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделены между собой особой психической субстанцией – предсознательным. По Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх - Я» (влияющая на личность внешняя реальность). В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – «либидо», считает Фрейд. Но поскольку эта теория была подвергнута критике, он выдвигает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Танатос» - инстинкт смерти. Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Одна из важнейших проблем психоанализа – «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Фрейд пытался решить проблему взаимоотношения человека и общества. Каждый человек, по Фрейду, стремится удовлетворить свои инстинкты и влечения, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Продолжили учение Фрейда неофрейдисты – А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм. Фромм, например, построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.п. Цель его философии – помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения – культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.
|