Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картины мира.






Одна из первых картин мира – религиозно-мифологическая. Мир, согласно этому типу мышления, сотворен богами. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифология), из различных частей своего тела. В мифологической картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, Зевс у греков – бог грома, Афина – богиня политической мудрости, Афродита – богиня любви и красоты). Мир в мифах представляется единым и неотделимым от человека.

В мифологии предстает универсальная картина, построенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-понятийном мышлении, характерном для современного мышления.

Мифология была исходной для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и имеет ряд особенностей. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирование образного восприятия мира, в религиях же возникает развитая теология, и создаются церковные организации. Мифологическо-религиозное мышление выполняет функцию объяснения и оправдывания существующего в мире общественного порядка, смысла существования человека. Миф также утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть также психотерапевтическая функция, которую выполняет мифология и религия.

Философская картина мира отличается от религиозно-мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлении. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального объяснения.

Рационалистическое преодоление мифологического сознания привело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием доказательством утверждений.

Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется та же установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться действительностью).

Научная картина мира самая поздняя по времени своего появления. Наука – такая сфера деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.

Важной особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обобщенном, систематизированном виде, в виде теорий. Вторая особенность научного познания – его самоконтроль, выражающийся в наличии методологии – обосновании применяемых методов познания. Третья особенность – стремление к формализации. Оно выражается в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов.

Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации – замене словесных понятий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом называют объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научные факты – это знания о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т.п.) и подводят под понятие, т.е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие – это утверждение о существенных признаках объектов.

На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Вводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами.

Научный принцип – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы - это отражение в науке существенных, необходимых связей мира при помощи научных понятий. Научный закон – формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее обобщение фактов и выявление основных закономерностей существования. Теория – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.

Научный прогресс делится на две фазы: длительный период продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные характеристики сознания.

2. Что такое материальное? Что такое идеальное?

3. Что такое гносеология и какие вопросы обсуждаются в этой части философии?

4. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

5. Что такое диалектика? Что такое метафизика?

6. Почему противоречие является философской проблемой?

7. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?

8. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?

9. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?

10. Охарактеризуйте научную картину мира.

 

Тест для самоконтроля:

 

1. Что такое диалектика:

а) искусство ведения спора;

б) представление о вечном становлении мира;

в) универсальная теория и метод познания мира;

г) учение о противоречиях.

2. Что такое метафизика:

а) другое название философии;

б) отрицание развития;

в) признание развития за счет внешнего толчка;

г) теоретическая физика.

3. Какой ответ, на ваш взгляд, является правильным:

а) противоречия – это противоречия в мышлении человека, т.е. логические противоречия;

б) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;

в) противоречие – это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;

г) противоречие – это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.

4. Что означает термин «агностицизм»:

а) представление о непознаваемости мира;

б) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

в) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;

г) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.

5. Отметьте, в каких формах осуществляется логическое познание:

а) представление;

б) понятие;

в) восприятие;

г) умозаключение.

6. Какое познание основано на ощущении:

а) чувственное познание;

б) логическое познание;

в) интуитивное познание;

г) образное познание.

7. Необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта – это:

а) субстанция;

б) атрибут;

в) закон;

г) мера.

8. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

9. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

 

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

 

10. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал