Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древнего Египта






Культура Древнего Египта возникла одной и первых. Она существовала с конца 4 тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в 4 тыс. до н. э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих в о главе областей или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных гос. объядинения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу 3 тыс. до. н. э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся потом в первую столицу нового государства - Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (4 тыс. до н. э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (3 тыс. до н. э.), Средним (конец 3 - начало 2 тыс до н. э.) и Новым (2 тыс. до н. э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (1 тыс до н. э.).

Древний Египет

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил красной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого, централизированного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировалал развитие астрономии, математики и других наук. Геродот называл страну " даром Нила".

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлений и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего Бога. Египтяне изначально считали, что их родина создана Богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, сосотавляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат.

К началу 5 династии, по мере создания и укрепления единого государства, культуы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра или Амон-Ра. Культ солнца становится главным. Уход и исчезновение солнца равноисильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир " сердцем и языком". Особое место занимает бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. Бог мудрости Тот выступает Владыкой слова и счета, создателя письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя - фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога солнца Ра. Ему приносились жртвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, корова, бык, баран, козел, крокодил, птицы - скол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал