Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста






1.1 Понятие «Художественное слово»

 

Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий. Определение существа события -- отправная точка творческого метода работы над словом, будь то искусство актера или искусство чтеца.

На занятиях по технике речи художественное слово выступает не только как средство воспитания речевой выразительности, - оно приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой, понимать сверхзадачу рассказа. Особое значение приобретает не создание произведения самостоятельного жанра, а овладение текстом, освоение содержания, достижение максимальной выразительности речи.

Признавая общность творческого процесса в овладении разными видами искусства, в основе которых лежит слово, не стоит забывать о богатейшем литературном материале, позволяющем развить навыки речевого мастерства. Однако здесь важно методически грамотно выстроить процесс воспитания правильной речи. Применительно к актерской школе необходимо соблюдение единства методов развития актерского мастерства и сценической речи. В основу обучения искусству сценической речи положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также теоретические и практические работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов.

На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи. К.С. Станиславский категорически отрицал декламационный метод, считал, что задача состоит не в создании специфически «чтецких» школ, а в развитии речевого мастерства, в овладении речевой техникой. Станиславский требовал, чтобы занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Первое время К.С. Станиславский расценивал работу над художественным словом, в основном, с точки зрения развития внешней речевой техники - умения владеть голосом, дыханием, дикцией, овладения стихотворной речью и т.д. Но в дальнейшем, в своей последней студии, он решал вопрос иначе: он «подчеркивал общие основы словесного действия» в художественном слове и в спектакле.

Считая основным средством актера действие, К.С. Станиславский не делал принципиального различия между действием-поступком, действием-словом, между мастером сцены и мастером слова: и тот и другой актеры, и тот и другой - актеры драмы. " Сущность словесного действия не меняется от изменения объекта " общения"; и в исполнении прозы надо не читать, а действовать. Не случайно поэтому " в своих поздних заметках о сценической речи Станиславский говорит о чтении как о действии. Какова роль художественного слова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Художественное слово в воспитании играет важную роль. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. Мир литературы нас вдохновляет, вызывает подъем, открывает красоту окружающего нас мира.

В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.

Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных изменений в природе. Именно слово позволяет ребенку вступить в сферу познания взаимосвязей окружающего мира.

Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающему миру, миру природы. Наступила весна, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения, которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление первой травки, появление насекомых. А если вы еще при наблюдениях с детьми будете использовать художественное слово, это надолго останется в памяти ребенка, и ему не захочется ловить и мучить насекомых.

Наиболее полно научно-методические основы использования художественной литературы, как средства эстетического воспитания и речевого развития раскрыты в работах Е.А. Флериной. Она вела длительную исследовательскую работу в области художественного чтения и рассказывания, начав ее еще в 1924 году в Комиссии по детской книге при Наркомпросе, задачей которой было определение требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. Уже в первых ее работах, посвященных этой проблеме, убедительно показывается значение живого слова в воспитании детей дошкольного возраста.

Вслед за К.Д. Ушинским, Е.А. Флерина обращала внимание педагогов на значение литературы, устного народного творчества для знакомства ребенка со своим народом, его мыслями и чувствами, с талантливыми людьми (писателями и поэтами). Е.А. Флерина считала, что ребенок учится понимать их идеи и чувства в такой период своей жизни, когда столь обширное прямое общение ему недоступно. Художественное слово, указывает Е.А. Флерина, является средством общения и взаимопонимания, охватывая своим вниманием широчайший круг слушателей, читателей. " Силу и значение художественного слова для ребенка, для его развития и воспитания, для формирования его языка и мышления" она видит в возможности ребенка через художественную литературу общаться с писателями современниками и классиками, через народное творчество - с многомиллионным автором - народом, воспринимать и понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык.

Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, сорадости, содействию. Существуют различные образовательные программы по формированию нравственного отношения детей к миру и к себе на основе использования художественных текстов. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности. Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям, причем, чаще всего читают ребенку перед сном, то есть чтение просто убаюкивает, а не преследует никаких воспитательных целей.

Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории.

Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста.

Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог». Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл.

Главная отличительная особенность художественного восприятия детей - преобладание «практического» над «условным». Ребенок идентифицирует себя с героем, по какому- либо признаку (имя, деталь внешности, возраст, эмоциональное состояние). Он верит в реальность вымысла и переносит описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды. Он пытается практически воздействовать на художественное произведение. Так, ребенок двух лет может закрасить рот лисе, чтобы она не съела колобка, а в старшем дошкольном возрасте придумывает «безопасные повороты сюжета».

Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в детском сознании, но практический план доминирует над условным в течение всего дошкольного возраста. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма, чтобы в его сознании появился второй план, нужен значительный опыт - не только и не столько жизненный, сколько эстетический - опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) художественных текстов, чем больше ребенку читают, тем богаче его внутренний мир.

Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов, в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст.

Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественномуслову. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей.

Упражнениями практического воздействия могут быть:

-раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;

- имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;

- воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;

- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;

- работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;

- рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;

- придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);

- придумывание вопросов героям текста;

- проигрывание придуманного конца сказки.

Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла - в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами - в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост.

Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова -- потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Педагог организует данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов - этических оценок поступков героев;

3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;

4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев -- положительного и отрицательного.

Практический опыт работы показывает, что наиболее эффективным является:

- чтение литературных произведений педагогом;

- заучивание детьми стихотворений;

- заучивание отрывка из текста;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;

- ответы на вопросы педагога;

- дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;

- загадывание загадок;

- работа с пословицами и поговорками;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

- чтение литературных произведений родителями.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «Художественное слово» и его роль в развитии детей


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал