Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие политологического знания классиками немецкой философии
Значительный вклад в развитие политологического знания внесли представители классической немецкой философии - Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и другие. Родоначальником немецкой классической философии явился Иммануил Кант (1724—1804). Он дал общефилософское обоснование правового государства. «Государство, — писал философ, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Государство, считал И. Кант, действует трояким образом: создает законы, осуществляет исполнительно-распорядительную и судебную деятельность. Из этого вслед за Монтескье он сделал вывод о необходимости разделения властей и обосновал принцип координации и взаимодополнения властей. При этом он сохранил приоритет за законодательной властью. Идеальное состояние общества, по Канту, — это мир между отдельными людьми и государством. Проект такого состояния общества философ нарисовал в трактате «К вечному миру». «Вечный мир», полагал он, можно достичь путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств, функционирующих по республиканскому, типу. «Вечный мир», по его мнению, — далекая, но все же вполне осуществимая цель. И. Кант указал на принципиальное различие республиканских и деспотических форм правления. «Республиканизм, — писал он, — есть государственный принцип отделения исполнительной власти правительства от законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государственных законов, данным им самим» (Кант И. Собр. соч. в шести томах. — Т. 6. — М., 1966. — С. 269). При этом философ подчеркивал, что деспотическим правлением может быть и монархия, и демократия. Такими они оказываются тогда, когда исключают разделение властей, когда один субъект государственной власти выполняет и законодательные, и исполнительные функции. Каит признавал равенство всех перед законом. Гражданскую свободу он понимал как право гражданина повиноваться только тем законам, на которые он сам изъявил желание. По мнению Канта, государственное устройство можно изменять только конституционным путем. Вместе с тем он допускал и возможность сопротивления злоупотреблениям государственной власти. Видным представителем классической немецкой философии явился Иоган Готлиб Фихте (1762—1814). В цикле лекций «Речи к немецкой нации» он сформулировал положение о первенстве народа над государством. По его мнению, человечество делится на собственников и несобственников. Государство является организацией собственников. Оно может требовать от каждого гражданина признания прав других если само может достигнуть такого состояния, при котором у каждого гражданина будет собственность. Выдающимся представителем классической немецкой философии, взгляды которого в значительной мере повлияли на развитие всей последующей политологической мысли, явился Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Заслуга Гегеля перед человечеством состоит в том, что он «...впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 23). Гегелевское учение о диалектике позволило понять источник развития общества, всех его проявлений. По Гегелю, источник развития общества, состоит во внутренних противоречиях. Свои политические и правовые взгляды Гегель с наибольшей полнотой изложил в работе «Философия права». В предисловии к этой работе он выдвинул знаменитое положение: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (Гегель. Соч. __ т. 7. — М.-Л-, 1934. — С. 15). «Человек, — писал мыслитель, — сам по себе разумен; в этом заключается возможность равноправия всех людей, отсюда вытекает никчемность упорно отстаиваемого различения человеческих пород на привилегированные и бесправные» (Там же. -- Т. 3. —.М.-Л., 1935. — С. 70). Всемирная историй человечества, по Гегелю, — это процесс осознания человеком свободы. В то время, когда человек еще не осознавал, что свобода составляет его сущность, человечество переживало восточную эпоху. В это время все люди были рабами. Восточную эпоху сменила античная. В античную эпоху часть людей осознавала, что их духовная сущность — свобода. Эти люди были свободными в отличие от тех, которые не осознавали этого и оставались рабами. Античную эпоху сменила христианская эпоха. В христианском, или германском, мире все люди осознают свою духовную сущность. Это позволяет им быть свободными. По мнению Гегеля, высшим воплощением свободы является государство. Поэтому является вполне закономерным то, что он уделил значительное внимание проблемам гражданского общества и государства. Гражданское общество, полагал Гегель, есть совокупность формально равных индивидов, находящихся между собой во «всесторонней зависимости». Гражданское общество дифференцировано на сословия. Одно сословие (субстанционное) составляют землевладельцы, дворяне и крестьяне; второе (промышленное) — фабриканты, торговцы, ремесленники; третье (всеобщее) чиновники. Сословия — это форма связи частного интереса с всеобщим, государством. Государство, по Гегелю, — сфера деятельности политической. Государственная власть состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государи. Эти власти, полагал он, не являются самостоятельным, взаимосдерживающими. Если они оказываются такими, то это делит государство па противодействующие части. Суверенитет государства, по Гегелю, принадлежит не всем властям, а конституционному монарху. Интересы гражданского общества в делах государства представляются через законодательную власть. Последним представителем классической немецкой философии явился Людвиг Фейербах (1804—1872). В центре социально-политических воззрений Фейербаха, как и его учения в целом, находится человек. По его мнению, человек — не творение бога, а наиболее совершенная часть вечной природы. По Фейербаху, природа «есть та основа, па которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего...» Маркс К,., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 21.—С. 280). Человека Л, Фейербах понимал как природное, биологическое существо. Оп считал, что свобода человека состоит в его единстве с условиями, в которых проявляется его сущность.
|