Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика политической деятельности, ее основные виды






Политическая деятельность — это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, как уже отмечалось, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.

Политическое действие — это добровольное вмешательство или невмешательство отдельного человека или группы людей в отношения политической власти и подчинения. Политическая деятельность имеет место не только тогда, когда совершаются определенные действия, по и тогда, когда имеет место бездеятельность, воздержание от действий. Так дело обстоит потому, что в политической жизни конкретные следствия имеет не только совершение определенных действий, но и невыполнение действий. Абсентеизм, то есть уклонение от действий, непрепятствование событиям в политике представляют собой действие.

Конкретные проявления политической деятельности весьма многообразны: революции, восстания, референдумы, избирательные кампании, митинги, демонстрации, шествия, стачки, государственные перевороты, разработка программ, платформ и т. д.

Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они в конечном счете фокусируются в потребности властвовать. «Но чтобы сделаться фактором детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Формой ее выражения выступает политическая идея» (Андреев С. С. Политическое сознание и политическое поведение// Социально-политический журнал. — 1992. — № 8. — С. 16).

В идеях получают выражение цели политических действий. «Ясность цели (ее понимание) во многом зависит от того, каким уровнем политического сознания определяется политическое поведение. Теоретический — обеспечивает классам целеполагание, дает четко видимую цель; обыденный же, — в лучшем случае обеспечивает возможность руководствоваться здравым смыслом» (Там же). Чем в большей мере субъект политического действия обладает теоретическим сознанием, тем целенаправленнее его действия. Субъекты, обладающие таким сознанием, как правило, действуют сознательно, а не обладающие — стихийно. Однако, в реальной действительности ни сознательность действий одних, пи стихийность действий других в большинстве случаев не проявляются в чистом виде. В силу противоречивости интересов субъектов политических действий нередко возникает несоответствие Между их ближайшими и перспективными целями. В силу этого сознательная деятельность нередко дает непредвиденные, в своей сути стихийные результаты; вместе с тем некоторые действия, начавшись стихийно, на определенном этапе становятся сознательными.

Как правило, политическая деятельность совершается на основе системы идей, выраженных в той или иной идеологии. Степень разработанности идеологий бывает разной, однако, как справедливо отмечают многие исследователи, политическое действие всегда представляет собой действие идеологически ориентированное. Результаты, отвечающие потребностям Нормального функционирования и развития общества, может дать политическая деятельность, опирающаяся па подлинно научные теории. Однако, получившая надежные доказательства теория есть необходимое, по не достаточное условие эффективного политического действия. Для успешного политического действия мало обладать научной теорией. Для этого необходимо творческое применение теории с учетом особенностей конкретной ситуации (см.: Санистебан Л. С. Основы политической науки. — М., 1992. — С. 49). Политические действия, как уже отмечалось, весьма разнообразны. Разобраться в многообразии политических действий помогает их типология. Виды политической деятельности могут выделяться на основе разных критериев.

Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов. При таком подходе выделяются, во-первых, политическая деятельность больших социальных общностей люден (классов, социальных слоев, наций, народов) и их политических организаций (государств, партий и т. д.), во-вторых, политическая деятельность небольших социальных общностей (групп давления, поддержки и т. д.).

Политическая деятельность подразделяется также на теоретическую и практическую, которые, в- свою очередь, могут быть подразделы на виды меньшей общности.

Заслуживает внимания типология политической деятельности, которую предложил Л. С. Санистебан. Он подразделяет политические действия на позитивные и негативные, рациональные и иррациональные, инерционные и творческие, стихийные и организованные (см.: Санистебан Л. С. Основы политической пауки. — М., 1992. — С.51-55).

По мнению Л. С. Санистебана, позитивными являются такие политические действия, которые заключаются в том, чтобы «сделать нечто» с целью достижения определенной цели, негативными такие, которые направлены на то, чтобы «прекратить что-то делать», чтобы позволить произойти определенным событиям.

В качестве двух других типов политического действия, считает Л. С. Санистебан, выступают рациональное и иррациональное.

Рациональное политическое действие имеет место тогда, когда его субъект «имеет четкое представление о целях, которые он намеревается достичь, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, способен совмещать свои разные цели, устанавливая систему приоритетов, а также может пересматривать и вносить изменения в свою стратегию, если она не приводит к ожидаемым результатам» (Там же. — С. 51—52).

Вместе с указанными Л. С. Санистебаном чертами рациональное политическое действие, как свидетельствует практика, характеризует умение его субъекта мобилизовать людские, материальные и иные ресурсы для достижения поставленной цели, его способность приспосабливаться к возникающим новым политическим реалиям, своевременно реагировать на новые требования.

Иррациональное, политическое действие характеризуется, говорит Л. С. Санистебан, неспособностью его субъекта «правильно увязывать средства с целями», слепым отношением к «упрямым фактам» действительности, его попытками рассматривать реальную политическую действительность «в соответствии с абстрактными схемами, не имеющим ничего общего или почти ничего общего с этой действительностью» (Там же. — С. 52).

Рациональное и иррациональное политические действия в реальной действительности в «чистом» виде встречаются весьма редко. Рациональное и иррациональное в политических действиях, как правило, «уживаются» рядом, причем в самых различных сочетаниях. Однако, в каждом конкретном политическом действии рациональный или иррациональный момент преобладает. Это позволяет в целом говорить о рациональном или иррациональном политическом действии.

Если политическое действие, говорит Л. С. Санистебан, рассматривать еще с одной стороны, то оно может выступать как инерционное и творческое. В рамках инерционного политического действия его субъект ограничивается воспроизведением существующих форм поведения. Это действие по своей сути консервативно. Его цель заключается в сохранении и воспроизведении существующей политической системы. Стремясь сохранить существующие политические отношения, институты и учреждения, субъекты инерционных политических действий упорно сопротивляются переменам (см.: Там же. — С. 52).

Л.. С. Санистебан не дает определения творческого действия. Однако, в целом под таким действием он понимает такое действие, которое направлено на внесение изменений в существующие политические системы, па создание принципиально новых, более совершенных политических институтов и учреждений.

Вместе с указанными видами политической деятельности,, по мнению Л. С. Санистебана, обнаруживаются и действия стихийные и организованные. С этим его утверждением также следует согласиться. В реальной действительности субъекты политической деятельности действуют и стихийно, и организованно. При этом хорошо организованное Политическое действие, как уже отмечалось, иногда перерастает в стихийное, а стихийное — в организованное. С Санистебаном нельзя согласиться в том, что «относительно высокой степенью организованности» характеризуются действия лишь господствующего социального слоя.

Осуществляющий политическое господство социальный слой, имея в своем распоряжении многочисленный аппарат управления, органы насилия, средства массовой информации, безусловно, располагает значительно большими возможностями для осуществления организованных политических действий. Это во многих случаях реализуется на практике, но далеко не всегда. Политические действия высокой степени организованности, как свидетельствуют действительность, способны совершать) и социальные слои, группы, другие общности людей, противостоящие господствующему социальному слою.

Многообразие политических действий указанными их типами не исчерпывается. Исследуя политическую деятельность, есть смысл выделять и ряд ее других типов. В частности, при анализе политических действий целесообразно выделять такие их виды, как действия конструктивные, созидательные и действия разрушительные. Политические действия могут быть спонтанными, спорадическими. Специфическими чертами характеризуются инновационные политические действия и т. д.

Выделяя тот или иной из указанных видов политической деятельности, следует иметь в виду, что в реальной действительности в «чистом» виде они практически не проявляются. Каждый из охарактеризованных видов политической деятельности тесно связан с другими.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал