Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные, межнациональные отношения и политика






Политика вне зависимости от того в какой сфере она осуществляется постоянно должна учитывать реально существующие и развивающиеся национальные и межнациональные отношения.

Понятия «национальные отношения» и «межнациональные отношения» нередко употребляются как тождественные. Это не верно. Это близкие, но далеко не совпадающие понятия. Национальные отношения — это отношения внутри конкретной нации или народности, а также отношения той или другой нации к другим нациям и народностям. Межнациональные отношения — это отношения между нациями как историческими общностями в целом, это отношения между двумя и большим числом наций. К сфере политики непосредственно относятся такие вопросы панн опальных и межнациональных отношений, «как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных кадров в структурах власти и др.». (Политология: Материалы к лекциям. Вып. 2. — М., 1991. — С. 71).

Учет национальных и межнациональных интересов в политике получает свое выражение в ее специфическом виде — национальной политике. В национальной политике недопустимы две Крайности. Во-первых, национальная политика не должна подменяться политикой экономической, социальной и т. д. Во-вторых, она не должна осуществляться в отрыве от этих и других видов политики.

В современных условиях реализацию интересов наций и Народностей может обеспечить такая национальная политика, которая основывается на следующих принципах:

  • самостоятельность каждой нации в определении своего политического статуса, экономического, социального и культурного. развития;
  • суверенитет наций;
  • недопустимость вмешательства в дела одной нации других наций;
  • создание условий, которые позволяли бы каждому человеку пользоваться всеми правами и свободами, нести ответственность перед обществом независимо от его национальной, расовой принадлежности;
  • обеспечение подлинного демократизма в национальных и межнациональных отношениях;
  • борьба против всех форм расовой и национальной неприязни; обеспечение прав и свобод малочисленных народов в многонациональных странах;
  • борьба против национализма, шовинизма, сепаратизма и т. д.

Среди названных основных принципов национальной политики, как справедливо подчеркивают многие авторы, определяющим является принцип самоопределения наций. Самоопределение наций — это закономерный процесс освобождения их от всех форм зависимости от других наций вплоть до определения своего политического положений, образования самостоятельного государства. «Безусловное признание права каждого народа и личности на самоопределение — основа политической стратегии в сфере национальных отношений, Право наций на самоопределение как программное требование демократических сил имеет самый широкий смысл — право па свободный выбор народом государственного устройства вплоть до государственного отделения и образования самостоятельного государства, свобода выбора институтов и символов государственности, право каждого народа самостоятельно решать экономические, социально-культурные вопросы своего развития» (Тавадов Г. Т. Политика и национальные отношения// Социально-политические пауки. — 1991. - № 10, — С. 24).

При реализации права на самоопределение чрезвычайно важно найти оптимальное соотношение между интересами нации, осуществляющей самоопределение, и интересами других наций и народностей, которые проживают с пей па одной территории. В реальной действительности это достигается далеко не всегда и не везде. Например, так называемые западные демократии в течение десятилетий не позволяют Стране Басков отделиться от Испании, Корсике от Франции, Валлонии от Бельгии, Шотландии от Англии и т. д. Ни на какое национальное самоопределение не могут рассчитывать индейцы в США. Подобные примеры можно продолжить. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда нации, добившиеся своего самоопределения, зачастую ущемляют интересы других народов, проживающих совместно с ними. К примеру, открытой дискредитации подвергается так называемое русскоязычное население в Латвии, Литве, Эстонии и в ряде других стран, возникших на территории бывшего Советского Союза. Это является наглядным свидетельством попрания правящими режимами в этих бывших республиках СССР не только норм морали, но и положений международных пактов, которые говорят о том, что народы должны пользоваться равными нравами, обязывают государства защищать и создавать все условия для поощрения этнической, культурной, языковой и т. д. самобытности народов. Ущемление прав других наций господствующей нацией приводит к обострению межнациональных, а иногда и межгосударственных отношений.

При реализации принципа самоопределения наций должно обеспечиваться уважение и соблюдение территориальной целостности государств, объективно существующее положение. В этой связи можно согласиться с канадским политологом И. Неролом., который пишет, что тот «факт, что на территории штата Нью-Йорк проживает 2, 5 миллиона евреев, еще не дает возможности государству Израиль присоединять к себе этот штат». (Новое время. - 1992. — №6, —С. 43).

При решении проблем самоопределения найми чрезвычайно важно обеспечивать оптимальное соотношение интересов нации и личности. Такое соотношение может быть достигнуто на основе положений Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек, в какой бы стране он не проживал, должен обладать всеми правами и свободами вне зависимости от цвета кожи, языка, политических убеждений, расы, национального, социального происхождения, имущественного положения, религии.

В последнее время широко дискутируется вопрос о формах государственно-правового объединения наций. При этом высказываются разные точки зрения. Одни авторы в резкой форме осуждают унитарные государства и утверждают, что решение национальных проблем возможно лишь при федеративном устройстве государства; другие считают, что эти проблемы позволяет решить конфедерация; третьи заявляют, что решение национальных проблем возможно в условиях капиталистического развития многонациональной страны и ссылаются при этом на опыт США и других стран; четвертые договариваются до того, что для решения национальных проблем необходимо образование однонациональных стран и т. д.

Все эти и им подобные точки зрения, отражая ту или иную сторону взаимоотношения наций и народностей в многонациональных странах, однако, не дают верного представления о решении национальных проблем в целом. Историческая практика убедительно свидетельствует о нецелесообразности противопоставления одних форм государственно-правового объединения нации другим, а тем более попыток рассматривать одни из них только со знаком «плюс», а другие со знаком «минус».

Унитарное государство, представляя собой единое, цельное государственное образование, вместе с тем не только может предоставлять нациям и народностям, проживающим па его территории широкую автономность, по и успешно решать национальные проблемы. В то же время бессильными в решении этих проблем нередко оказываются федерации, которые многими исследователями рассматриваются как наиболее рациональные, эффективные модели государственного устройства. Это, в частности, подтверждают последние события не только в Югославии, но и в США. В последней из этих стран к стыду всего мирового человеческого сообщества сохраняются резервации для коренного населения, гетто — для чернокожего населения. Но многом надуманными являются утверждения, в которых без всякой достаточной аргументации заявляется, что все национальные и межнациональные проблемы решает конфедеративная форма государственного объединения наций. Конфедерация — это, как показывает историческая практика, чаще всего временная форма объединения наций, промежуточный этап их движения к более тесному объединению.

Ни одна из названных форм государственного объединения наций не может быть отнесена безоговорочно ни к «хорошим», ни к «плохим» также потому, что в реальной действительности не существует двух одинаковых унитарных государств, как и нет одинаковых федераций, конфедераций.

Национальная политика не может давать положительные результаты, если она не обеспечивает оптимальное соотношение между национальным и интернациональным в конкретных исторических условиях. «В национальной политике, — справедливо подчеркивает Г. Т. Тавадов, — кардинальным является вопрос о соотношении интернационального и национального моментов, нахождения путей их гармонизации» (Тавадов Г. Т. Политика и национальные отношения// Социально-политические науки: — 1991. — № 10. — С. 29). Это не является случайным. Интернациональное и национальное находятся в диалектическом единстве.» Разрыв этого единства па практике приводит к серьезным негативным последствиям. Как правило, трагические последствия имеют как пренебрежение интернациональными потребностями, так и игнорирование национальных запросов.

Сохранение национальной самобытности, развитие национальных ценностей не имеет ничего общего с национализмом, национал-фашизмом, национал-сепаратизмом, экстремизмом под прикрытием каких бы благих целей они не протаскивались.

Национализм многолик. Однако сущность его всегда одна — обеспечить превосходство своей нации за счет ущемления других, «Идеология национализма...состоит в следовании ряду аксиом, важнейшими из которых являются: приоритет национальных (этнических) ценностей перед личностными; приоритет (хотя бы в каких-то отношениях) своей национальной культуры перед другими (особенно такими, которые можно объявить «денационализированными», «космополитическими» и т. п.); приоритет государственности перед всеми другими формами социальной самоорганизации этноса; приоритет национального прошлого (отчасти мифологизированного) и чаемого национального будущего перед настоящим, рассматриваемого в рамках идеологии национализма как «вывих» истории; приоритет «народной» жил ни. и культурной самобытности перед жизненными установками «бездуховной» и «безкорневой» интеллектуальной элиты» (Гусейнов Гасап. Расизм, национализм// Опыт словаря нового мышления. — М., 1989. — С. 67).

К таким негативным последствиям приводит следование идеологии национализма в политике воочию можно убедиться на примере республик Прибалтики, Молдавии и т. д., где попираются права не только так называемого русскоязычного населении, а оно, например, в Латвии составляет чуть ли не половину всего населения, но и права и свободы коренных жителей. Политика, основанная на идеологии национализма, паразитирующая на национальных чувствах, национальном возрождении, в реальной действительности разрушает эти чувства, обрекает народ на отставание в экономическом, социальном и культурном развитии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал